Съемка панорам водных поверхностей, пещер

Съемка панорам моря


Съемка водных поверхностей имеет свои особенности. Если водная поверхность находится вдалеке, то можно снимать как обычную панораму, но с одним условием: необходимо чтобы на отдельных кадрах с водой был виден берег. Так как вода это динамическая поверхность, то если просто снимать воду уходящую за горизонт, то программе сшивки будет не за что зацепиться и найти общие точки между кадрами. Поэтому необходимо снять так, чтобы был виден берег. Именно по берегу будут установлены общие точки между кадрами.

Если же съемка происходит непосредственно у берега и присутствуют волны, которые накатываются на побережье, то тут необходимо обеспечить стыковку волн на отдельных кадрах.

Полностью снять волну в один кадр чаще всего не получается. Приходится стыковать отдельные участки разных волн.

Общий принцип съемки тут следующий:

  • Снимаем первый участок волны
  • Поворачиваем фотоаппарат
  • Дожидаемся похожего положения волн и делаем быструю съемку нескольких кадров.
  • Далее аналогично

Тут возникает  вопрос: как засечь момент похожего положения волн?

Если есть какой либо ориентир в воде, то его можно использовать как сигнал начала съемки.  Например, в воде есть крупный камень, на который периодически накатывают волны. Момент накрывания камня волной можно использовать как сигнал съемки воды. Причем, не важно, попадает ли камень в кадр или нет. Волны, обычно, достаточно протяженные объекты, и надо просто поймать момент, когда одна часть волны накроет камень. Другая же часть волны (которая в другом кадре) будет достаточно сходна с той, что была на прошлом сигнале съемки.

 Если нет какого либо ориентира (например, на длинных песчаных пляжах) то необходимо считать секунды между волнами. 

Также надо учесть, что волны не все одинаковые. Обычно они идут группами: сильные, слабые. Часто это заметно, когда после нескольких слабых волн накатывается крупная. Следующая крупная волна уже может выступить как сигнал старта съемки.

 Итак, в случае волнения на море, при отсутствии ориентиров на воде можно использовать следующий способ:

  • Дожидаемся крупной волны. Готовимся. Момент обрушения следующей волны – это момент съемки

       Съемка моря в панораме

  • Поворачиваем фотоаппарат. Ждем следующую группу крупных волн. При подходе первой волны – готовимся. В момент обрушения следующей (но обрушения именно в том месте где был первый снимок) быстро снимаем группу кадров.


Если  водная поверхность не вся снята – повторяем.

Зачем делается группа кадров ?

Как бы мы не старались точно засечь момент старта съемки, все равно появится погрешность. Если сделать группу кадров, то потом можно из них выбрать тот снимок, который хорошо стыкуется с соседним.

 

Съемка панорам в пещерах

 

Основная сложность съемки в пещерах это очень малое количество или полное отсутствие света.

Если пещера выступает как туристическая достопримечательность, то часто туда проводится подсветка. Но ее часто недостаточно.

Поэтому здесь необходимо сильно уменьшить число диафрагмы, и максимально возможно увеличить iso. Выдержку уже стоит выставить исходя из условий освещенности. Если посещение происходит в рамках туристической группы, то лучше выйти вперед или остаться в хвосте, чтобы из-за длинной выдержки не получить размытые силуэты других туристов. 

Если же в пещере совсем отсутствует свет, то тогда надо либо как то осветить темное пространство, либо использовать вспышку. Осветить можно либо с помощью специального фото оборудования, либо подручными средствами (костер, фонари). В случае фонарей – необходимо добиться максимально похожего освещения между кадрами, иначе панорама будет покрыта световыми пятнами. 

Если пещера небольшая по размерам, можно использовать для съемки вспышку. Чем крупнее пещера – тем мощнее должна быть вспышка. 

Если используется fish-eye объектив, то в результате можно получить не равномерный свет на снимке (у границ кадра фотография будет темнее). Поэтому здесь имеет смысл увеличить количество снимков на круг в полтора-два раза. Также в raw-редакторе постарайтесь максимально выровняться свет по всему снимку.

Но и в этом случае можно получить заметные регулярные перепады яркости:

 Перепады яркости при съемке в пещерах

Эти перепады уже правятся в photoshop-е при помощи высветления темных участков.

Также при съемке в пещерах следует учесть, что из-за увеличенного количества кадров, применения вспышки или длинной выдержки, время съемки одной панорамы сильно увеличивается. Поэтому если съемка происходит в рамках одной тургруппы, лучше заранее распланировать места съемок, а также договориться о том, что вам может потребоваться дополнительное время.

Удачных вам снимков.




Все статьи по созданию панорам 


Остались вопросы?


Задайте их на форуме