Площадь Намика Кемаля в центре старого города Фамагусты, Кипр.
Информация
Весь мир / Кипр / Фамагуста / Фамагуста
Категории: Архитектура, Города и села, Достопримечательности, Музеи, Площади, Улицы, Храмы
Тэги:
Дата съемки: 06 октября 2018
Автор: Олег Шкуратов
Точки перехода
Места
Мечеть Лала Мустафа Паша - Собор Святого Николая - Фамагуста
Мечеть Лала Мустафа Паша, первоначально бывшая собором Святого Николая, это самое крупное и красивое средневековое здание города Фамагуста (Северный Кипр). Она стоит на площади Намика Кемаля в центре старого города.
Собор Святого Николая строился с 1298 по 1312 годы, хотя строительные работы в нём продолжались ещё примерно до 1400 года. Он был официально признан собором в 1328 году.
Собор был построен правителями французского рода Лузиньянов, которым Кипр принадлежал с 1192 по 1489 годы. Лузиньяны короновались как короли Кипра в соборе Святой Софии (сейчас, мечеть Селимие) в Никосии, а после этого короновались как короли Иерусалима в соборе Святого Николая в Фамагусте. Это была вынужденная мера, поскольку христианское Иерусалимское королевство было уничтожено в 1291 году, и этот важный обряд не мог быть проведён на Святой земле. Эти церемонии проводили все последующие правители вплоть до Катерины Корнаро, которая в 1489 году, после смерти мужа и единственного сына (см. ниже), подписала отречение от трона, что привело в переходу французского Кипра под власть Венецианской республики.
Собор Святого Николая построен в стиле лучистой готики, что довольно редко встречается за пределами Франции. При этом он так напоминает кафедральный собор города Реймса (Франция), что его иногда называют «кипрским Реймским собором».
Трёхнефный собор насчитывает 55 метров в длину, 23 метра в ширину. Великолепный сводчатый потолок поддерживается двенадцатью колоннами – по шесть с каждой стороны центрального нефа.
Фасад собора Святого Николая смотрит на запад. С этой стороны у него три входа, оформленные как остроконечные порталы, украшенные очень впечатляющей резьбой по камню. Над центральным входом расположено большое круглое окно-розетка с радиальными лучами, напоминающими цветок (стёкла в него были вставлены в начале 20 века). Подобные окна можно встретить во многих французских соборах той эпохи.
Мечеть Лала Мустафа Паша, первоначально бывшая собором Святого Николая, это самое крупное и красивое средневековое здание города Фамагуста (Северный Кипр). Она стоит на площади Намика Кемаля в центре старого города.
Собор Святого Николая строился с 1298 по 1312 годы, хотя строительные работы в нём продолжались ещё примерно до 1400 года. Он был официально признан собором в 1328 году.
Собор был построен правителями французского рода Лузиньянов, которым Кипр принадлежал с 1192 по 1489 годы. Лузиньяны короновались как короли Кипра в соборе Святой Софии (сейчас, мечеть Селимие) в Никосии, а после этого короновались как короли Иерусалима в соборе Святого Николая в Фамагусте. Это была вынужденная мера, поскольку христианское Иерусалимское королевство было уничтожено в 1291 году, и этот важный обряд не мог быть проведён на Святой земле. Эти церемонии проводили все последующие правители вплоть до Катерины Корнаро, которая в 1489 году, после смерти мужа и единственного сына (см. ниже), подписала отречение от трона, что привело в переходу французского Кипра под власть Венецианской республики.
Собор Святого Николая построен в стиле лучистой готики, что довольно редко встречается за пределами Франции. При этом он так напоминает кафедральный собор города Реймса (Франция), что его иногда называют «кипрским Реймским собором».
Трёхнефный собор насчитывает 55 метров в длину, 23 метра в ширину. Великолепный сводчатый потолок поддерживается двенадцатью колоннами – по шесть с каждой стороны центрального нефа.
Фасад собора Святого Николая смотрит на запад. С этой стороны у него три входа, оформленные как остроконечные порталы, украшенные очень впечатляющей резьбой по камню. Над центральным входом расположено большое круглое окно-розетка с радиальными лучами, напоминающими цветок (стёкла в него были вставлены в начале 20 века). Подобные окна можно встретить во многих французских соборах той эпохи.
Мечеть Лала Мустафа Паша - Собор Святого Николая - Фамагуста (продолжение)
Две одинаковые колокольни с фасада находятся в не самом лучшем состоянии – они не только пострадали во время бомбардировок 1571 года, когда войска Османской империи осаждали Фамагусту, принадлежавшую в то время Венеции, но и были повреждены землетрясением 1735 года. По сторонам от колоколен находятся небольшие башенки, от которых также остались лишь нижние секции (к левой был пристроен минарет). После того, как венецианцы сдали город, собор был превращён в мечеть и переименован в Айясофия Магусы.
С противоположной от фасада, восточной, стороны находятся три высокие ниши с окнами, также имеющие остроконечные, украшенные каменной резьбой завершения. Можно с уверенностью сказать, что как в этих нишах, так и в нишах и на постаментах со стороны фасада, до мусульманского завоевания стояли статуи библейских Святых – так же, как, например, в соборе Парижской Богоматери во Франции.
Благодаря своему необычному статусу и положению, здание храма избежало судьбы большинства европейских соборов, которые частично перестраивались с добавлением элементов стиля Барокко. Таким образом, собор Святого Николая является редким образцом чисто готической архитектуры. Внутри же он был сильно изменён – полы покрыты коврами, алтарь убран, стены побелены, колонны вычищены до кирпича, устроен михраб.
В 1954 году мечеть была переименована в Лала Мустафа Паша в честь Лала Кара Мустафа Паши (1500 — 1580) – жестокого османского генерала и учителя сыновей султана, который под стенами этого собора снял кожу с ещё живого Марко Антонио Брагадина, капитан-генерала, возглавлявшего защиту Фамагусты. 6000 венецианских защитников города сдались 100 000 османской армии только после десятимесячной осады. Они получили гарантии от Мустафы Паши, что им всем будет сохранена жизнь, но он не сдержал своё слово.
С левой стороны от входа в мечеть растёт тропическое фиговое дерево, которое считается самым старым на всём Кипре. Вероятно, оно было посажено во время строительства собора, то есть, ему 700 – 800 лет.
Две одинаковые колокольни с фасада находятся в не самом лучшем состоянии – они не только пострадали во время бомбардировок 1571 года, когда войска Османской империи осаждали Фамагусту, принадлежавшую в то время Венеции, но и были повреждены землетрясением 1735 года. По сторонам от колоколен находятся небольшие башенки, от которых также остались лишь нижние секции (к левой был пристроен минарет). После того, как венецианцы сдали город, собор был превращён в мечеть и переименован в Айясофия Магусы.
С противоположной от фасада, восточной, стороны находятся три высокие ниши с окнами, также имеющие остроконечные, украшенные каменной резьбой завершения. Можно с уверенностью сказать, что как в этих нишах, так и в нишах и на постаментах со стороны фасада, до мусульманского завоевания стояли статуи библейских Святых – так же, как, например, в соборе Парижской Богоматери во Франции.
Благодаря своему необычному статусу и положению, здание храма избежало судьбы большинства европейских соборов, которые частично перестраивались с добавлением элементов стиля Барокко. Таким образом, собор Святого Николая является редким образцом чисто готической архитектуры. Внутри же он был сильно изменён – полы покрыты коврами, алтарь убран, стены побелены, колонны вычищены до кирпича, устроен михраб.
В 1954 году мечеть была переименована в Лала Мустафа Паша в честь Лала Кара Мустафа Паши (1500 — 1580) – жестокого османского генерала и учителя сыновей султана, который под стенами этого собора снял кожу с ещё живого Марко Антонио Брагадина, капитан-генерала, возглавлявшего защиту Фамагусты. 6000 венецианских защитников города сдались 100 000 османской армии только после десятимесячной осады. Они получили гарантии от Мустафы Паши, что им всем будет сохранена жизнь, но он не сдержал своё слово.
С левой стороны от входа в мечеть растёт тропическое фиговое дерево, которое считается самым старым на всём Кипре. Вероятно, оно было посажено во время строительства собора, то есть, ему 700 – 800 лет.
Венецианский дворец в Фамагусте
Венецианский дворец стоял напротив собора Святого Николая в центре Фамагусты, но к настоящему времени от него мало что осталось.
Королевский дворец в Фамагусте, очевидно, существовал уже в начале 1300-х годов, когда он упоминается как «logia domini regis». Он, по всей видимости, был разрушен землетрясением в 1369 году, и от него ничего не сохранилось (кроме, вероятно, тройной арки за венецианской аркой). На его месте около 1550 года, уже при венецианских правителях, был построен другой дворец, который тогда по-итальянски назывался «Palazzo del Provveditore» («дворец правителя»). В переводе с итальянского, prov[v]editore – это «тот, кто видит»; такой титул давали правителям подчинённых Венецианской республике земель. Этот дворец был сильно повреждён во время осады города войсками Османской империи в 1571 году. После того, как турки захватили город, его не стали восстанавливать, но в его уцелевшей части устроили официальную резиденцию.
При Венецианском дворце была большая парадная площадь, окружённая арочной галереей. Фрагменты арочного готического южного фасада можно увидеть за вычурным венецианским фасадом. У дворца был широкий вход из полукруглых арок с большим сандриком (карнизом над дверным проёмом, защищавшим от дождя). Энларт описывает полуразрушенный пол южного крыла дворца, разбитого в длину на десять пролётов, в которых было по маленькому вытянутому окну со скошенными внешними краями. На две секции это крыло делили ряды восьмиугольных колонн без капителей. Западное крыло было разбито на пять пролётов, у которых, согласно Энларту, позже появилась интересная крыша – с цилиндрическим сводом в западной части, выходившей на улицу, и крестовым сводом в восточной части, смотревшей во двор.
Венецианский дворец стоял напротив собора Святого Николая в центре Фамагусты, но к настоящему времени от него мало что осталось.
Королевский дворец в Фамагусте, очевидно, существовал уже в начале 1300-х годов, когда он упоминается как «logia domini regis». Он, по всей видимости, был разрушен землетрясением в 1369 году, и от него ничего не сохранилось (кроме, вероятно, тройной арки за венецианской аркой). На его месте около 1550 года, уже при венецианских правителях, был построен другой дворец, который тогда по-итальянски назывался «Palazzo del Provveditore» («дворец правителя»). В переводе с итальянского, prov[v]editore – это «тот, кто видит»; такой титул давали правителям подчинённых Венецианской республике земель. Этот дворец был сильно повреждён во время осады города войсками Османской империи в 1571 году. После того, как турки захватили город, его не стали восстанавливать, но в его уцелевшей части устроили официальную резиденцию.
При Венецианском дворце была большая парадная площадь, окружённая арочной галереей. Фрагменты арочного готического южного фасада можно увидеть за вычурным венецианским фасадом. У дворца был широкий вход из полукруглых арок с большим сандриком (карнизом над дверным проёмом, защищавшим от дождя). Энларт описывает полуразрушенный пол южного крыла дворца, разбитого в длину на десять пролётов, в которых было по маленькому вытянутому окну со скошенными внешними краями. На две секции это крыло делили ряды восьмиугольных колонн без капителей. Западное крыло было разбито на пять пролётов, у которых, согласно Энларту, позже появилась интересная крыша – с цилиндрическим сводом в западной части, выходившей на улицу, и крестовым сводом в восточной части, смотревшей во двор.
Венецианский дворец в Фамагусте (продолжение)
В северном конце западного крыла стояла маленькая часовня – единственная оригинальная часть западного крыла, которую застал Энларт. Она была 16,5 метров в длину и 6 метров в ширину; имела всего один неф с двумя пролётами, накрытый крышей с цилиндрическим сводом. Часть северного крыла Венецианского дворца дошла до наших дней. Здесь когда-то находились туалеты. Большой зал предыдущего дворца, где короновался Пьер II де Лузиньян в 1358 году (жил с 1328 по 1369), вероятно, находился на том месте, где венецианцы позже построили здание в стиле Ренессанс.
До сегодняшнего дня от дворца начала 16 века сохранились только западные стены в виде буквы L и тройная арка с четырьмя встроенными мраморными колоннами, очевидно привезёнными сюда с руин Саламина. На арке выбит геральдический щит Джованни Реньера, правившего Кипром в 1557 – 1559 годах от имени Венецианской республики.
Уже в наше время на территории дворца были поставлены пушки с ядрам, саркофаг, разбитые колонны и скульптуры.
В северном конце западного крыла стояла маленькая часовня – единственная оригинальная часть западного крыла, которую застал Энларт. Она была 16,5 метров в длину и 6 метров в ширину; имела всего один неф с двумя пролётами, накрытый крышей с цилиндрическим сводом. Часть северного крыла Венецианского дворца дошла до наших дней. Здесь когда-то находились туалеты. Большой зал предыдущего дворца, где короновался Пьер II де Лузиньян в 1358 году (жил с 1328 по 1369), вероятно, находился на том месте, где венецианцы позже построили здание в стиле Ренессанс.
До сегодняшнего дня от дворца начала 16 века сохранились только западные стены в виде буквы L и тройная арка с четырьмя встроенными мраморными колоннами, очевидно привезёнными сюда с руин Саламина. На арке выбит геральдический щит Джованни Реньера, правившего Кипром в 1557 – 1559 годах от имени Венецианской республики.
Уже в наше время на территории дворца были поставлены пушки с ядрам, саркофаг, разбитые колонны и скульптуры.
Карта