Статистика
Водопад «Черепаха» находится в Гудаутском районе Абхазии, в районе реки Мсракуара.
Название водопада связано с скалой, которая напоминает форму черепахи. Вода стекает по камням, создавая мягкие каскады, которые сверкают в лучах солнца.
Зелёный каньон — ущелье вдоль реки Мсракуара в Абхазии.
Некоторые особенности каньона:
Сложен из известняка и полностью покрыт зарослями самшита и лианами.
Ширина ущелья в некоторых местах достигает 1–2 м.
Спуск на дно каньона осуществляется по железной лестнице.
Маршрут проходит по руслу реки, и в период половодья или после дождей посещение невозможно.
В конце каньона с высоты 2–2,5 м падает водопад Черепаха, образуя небольшое озеро, в котором купаются туристы.
Как добраться до каньона: от «Трёх котлов» (ущелья, по которому протекает река Мсракуара) нужно проехать или пройти в сторону села Анхау ещё 3 км, каньон будет с правой стороны.
Важно учитывать, что спуск в каньон проходит по гладким, опасным скалам. Для удобства туристов в нижней части скал подвешен канат, за который нужно держаться при спуске. Главным предметом экипировки туристов становится обувь на нескользящей подошве.
«Три котла» — природная достопримечательность Нового Афона в Абхазии, представляющая собой три карстовых ванны на дне ущелья, расположенные на разной высоте.
Котлы наполнены водой реки Псырцхи, которая попадает в них с каменных уступов, образуя водопады. Большую часть времени вода изумрудно-прозрачная, темнеет она только в сезон паводков и дождей.
Некоторые особенности:
Глубина котлов — 1,5–2 м, поэтому вода обычно холодная.
Здесь всегда прохладно, даже в жару, а деревья и скалы защищают место от шума, поэтому на берегах озёр часто проводят различные духовные практики.
В котлах можно искупаться, но для этого нужно взять с собой большое полотенце и вещи (куртку, свитер), чтобы согреться.
Поблизости есть кафе, где готовят шашлык и подают местные вина.
Стеклянный мост через реку Бзыбь — достопримечательность Абхазии, расположенная на пути к озеру Рица. Строительство моста завершилось в 2022 году.
Некоторые характеристики:
длина — 30 метров;
ширина — почти 2 метра;
высота — до 5 метров;
опоры расположены на глубине около 3 метров;
оснащён подсветкой, которая вечером и ночью светится разными цветами.
Мост находится на территории ресторана «Абхазский двор». От ресторана он ведёт к поляне, лесу и новым домикам («Шале Бридж»).
Драндский монастырь в честь Успения Божией Матери — православный монастырь Сухумской епархии, располагающийся в селе Дранда в Абхазии, в Гулрыпшском районе частично признанной Республики Абхазия, согласно административному делению Грузии — в Гульрипшском муниципалитете Абхазской Автономной Республики.
Монастырь был основан по распоряжению Святейшего Синода в 1880 году при Успенском соборе VI—VII веков.
Для пропитания братии монастырь имел в своём распоряжении несколько подворий на территории Кубанской области: в г. Екатеринодаре и на хуторе Тарабанова Екатеринодарского отдела (современное с. Новоивановское Северского района Краснодарского края), пожертвованное в 1903 году владельцем мещанином Захарием Евфимовичем Тарабановы].
В 1909 году распоряжением Святейшего Синода на принудительное проживание в Драндский монастырь был направлен игумен Арсений (Алексеев), но последний не подчинился этому постановлению.
В 1911 году для расширения просветительной деятельности Драндского монастыря, настоятель обители епископ Сухумский Димитрий (Сперовский) устроил и оборудовал на собственные средства при монастыре типографию, печатавшую листки просветительского характера.
С 1922 по 1928 годы в монастыре служил один из исповедников нового времени — иеромонах Серафим (Романцов).
В 1928 году был закрыт по распоряжению советской власти и в настоящее время представлен лишь древним Успенским собором.
В Центральном хуруле ежедневно с 9:00 проводятся утренние ритуалы-молебны за благополучие калмыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ.
Каждую пятницу в 14:00 проходит молебен (йөрәл) — поминальная служба.
Каждые 8, 15, 29 дни по лунному календарю проходят большие молебны:
8-го числа — молебен-обращение к Драгоценной Ноган Дәрк.
15-го числа — молебен-обращение к Будде Медицины — Манла
29-го числа — молебен-обращение к защитникам веры — сәкүсн ном.
Индивидуальный приём проводится ежедневно, кроме понедельника, с 11 часов.
Монахи читают тексты Прибежища в Трёх Драгоценностях — в Будде, Дхарме (Учении), Сангхе (монашеской общине), тексты «100 богов рая Тушиты», высшей Маха-ануттара-йогатантры Ямантаки, защитницы Окон-Тенгр, хозяина местности — Белого Старца, молитвы за долголетие Его Святейшества Далай-ламы XIV. Во время утренней службы также проводятся обряды продления жизни (насн уттулх), отрезание чёрного языка (хар кел утлх), отворот плохих снов (зүднә хәрү), обряд для удаления препятствий — «Сержм». Во время молебна монахи хурула проводят визуализацию божеств, обряд призывания буддийских божеств, делают подношения, просят даровать благословение и очищение присутствующим на службе людям. Эти службы проводятся ежедневно. В пятницу проводится поминальная служба по умершим (буйн, йөрәл) с 14 до 16 ч.
В хуруле проводятся уроки тибетского языка и йоги, а также работает филиал Национального музея Калмыкии, в котором постоянно проходят различные выставки, касающиеся истории буддизма.
В дни мацк — 8, 15, 30 лунные дни — монахи хурула совершают ритуалы Зелёной Тары (8 л. д.), Будды медицины Манла (15 л. д), Бурхн-Багш (30 л. д.), Окон-Тенгр (29 л. д.).
Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.
По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. В ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.
Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 9-метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвёртый уровень — резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.
«Золота́я оби́тель Бу́дды Шакьяму́ни» — крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, а также крупнейший буддийский храм в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова.
Здание хурула имеет 63 метра в высоту и вмещает в себе вторую по величине в России и Европе девятиметровую статую Будды. Самая крупная статуя Будды также расположена в Калмыкии в городе Лагань.
Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина по благословению духовного лидера тибетских, монгольских и российских буддистов Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Буддийский храм в Элисте был построен в значительно сжатые сроки: за 9 месяцев строителям и архитекторам удалось создать не только сам храм, но и украсить внутренний интерьер хурула. Авторами проекта стали С. Курнеев, В.Гиляндиков и Л. Амнинов.
Открытие хурула состоялось 27 декабря 2005 года и было приурочено к празднованию национального праздника Зул, а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 году.
Церемония открытия началась в шесть часов утра с ритуала освящения. Поскольку эта часть церемонии должна проводиться в присутствии только монахов, для мирян была организована прямая телевизионная трансляция. В официальной части приняли участие Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монахи центрального хурула, Хамбо-лама Монголии Д. Чойжамц, представители Камбы-ламы Республики Тыва, представитель Бурятии Еше Лодой Ринпоче, Чжампа Тинлей, а также владыка Калмыцкий и Элистинский Зосима и представитель Московского Патриархата отец Дудко. В церемонии также участвовали представители правительства Калмыкии, Тывы, Бурятии, посол Непала в России, гости из Японии, Индии, Америки и стран Европы.
В 1812 году горцы подняли восстание, однако овладеть крепостью им не удалось. Высланное из Тифлиса подкрепление жестоко подавило восстание.
В дальнейшем Ананури некоторое время ещё служил опорным пунктом русским войскам. Предполагалось даже построить здесь военный городок, был разработан проект, который так и не был осуществлён. После ухода русских военных частей крепостные сооружения остались без присмотра и крепость пришла в запустение.
На территории цитадели расположены башня с пирамидальной крышей, существовавшая ещё до постройки крепости, храм-усыпальница местных эриставов Гвтаеба (XVI—XVII века), храм Успения (1689). Сохранились следы бассейна и бани. На территории нижнего укрепления сохранилась только однонефная церковь (XVI—XVII века) Мкурнали с колокольней.
Крепость Ананури предложена грузинским правительством к включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крепость Ананури расположена в Грузии на Военно-Грузинской дороге, в 70 км от Тбилиси — там, где вливается в Арагви небольшая река Ведзатхеви. Ананури служила главным опорным пунктом для арагвских эриставов, правителей этого края.
Крепость возникла в XVI веке и на протяжении последующих двух столетий служила северным форпостом обороны Закавказья, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.
Резиденцией эриставства в XVII веке был город Душети. Главная дорога из Душети на север проходила через узкое ущелье реки Ведзатхеви и при слиянии этой реки с Арагви создавались естественные ворота. На таком удачном месте эриставы воздвигли сначала башню, а спустя некоторое время — крепость Ананури, которая стала надёжным укреплением.
О жизни обитателей Ананурского замка в исторических источниках почти ничего не сообщается до 1720-х годов. Известно, что крепость защищала центральную часть эриставства, при нападениях она прикрывала отступление в горы местных жителей и населения центральных частей страны. Первые сведения о событиях, касавшихся Ананури, можно найти у историка Вахушти, в описаниях вражды эриставов друг с другом в XVIII в.
В 1739 году крепость была взята штурмом ксанским эриставом Шанше, в числе штурмующих был большой отряд лезгин. Местный эристав Бардзим, обвинённый Шанше в предательстве грузинского народа, и его приближённые были частично перебиты, частично сожжены в башне, где пытались спастись. Лезгины посекли кинжалами фресковую живопись Успенской церкви.
В 1795 году защитники крепости стойко противостояли вторгшимся в Грузию войскам Ага-Магомед-хана, не пропустив их вверх по ущелью.
Ананури играет немалую роль и в начальные годы XIX века, после присоединения Грузии к России. Первое время здесь постоянно находился русский гарнизон. Он охранял главную дорогу, соединяющую Грузию с Россией и поддерживал порядок в крае.