Благовещенский соборБлаговещенский собор со стороны апсидПлан Благовещенского собора. 1-паперть; 2,3 - основная экспозиция; 4 - алтарь южного предела; 5 - алтарь летнего храма; 6 - жертвенник; 7 - дьяконник; 8 - летний храм; 9 - фондохранилище; 10 - помещение для научных сотрудников; 11 - помещение для тех. персонала; 12 - помещение для сторожей
Собор построен в 1560…1584 годах, перестроен в 1819…1826 годах.[22] Колокольня была построена в 1826 году. Подрядчиком строительства был сольвычегодский мещанин А.М. Марков.[23]
Первоначально собор состоял из главнаго храма во имя Благовещания Пресвятыя Богородицы и 9-ти приделов. В отношении к главному храму Благовещания, расположение приделов было следующее:
- близ алтаря на правой стороне в храме Благовещения придел был весьма небольшой (место пустым остается и по cиe время) во имя Иоанна Богослова;
- на левой стороне, где теперь ризница и северное отделение паперти за капитальною стеною от главного храма, приделы были: Рождества Христова, Николая чудотворца и Алексея митрополита;
- на правой стороне от храма Благовещания за капитальною стеною, где теперь теплая церковь во имя Сретения Господня, приделы были Косьмы и Дамиана, Трех Святителей, Феодора Cикиота, Рождества Богоматери и Петра апостола поклонение вериг.[24]
Для входа в собор и в приделы было три крыльца, одно с южной, другое с северной и третье с западной стороны, - колокольня также стояла вместе с храмом на север. В 1810 году, во время бывшаго в городе пожара, обгорел и собор, только остался невредим храм во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы.[24] Перестройке подверглись северная и южная галереи, с восточной стороны появилиськонтрфорсы. С южной стороны пристроена теплая церковь. Вместо прежней колокольни (бывшей в башне) построена новая, через которую был сделан вход в собор.[22]
Размер подклета 36 х 32 м, высота собора 33 м.[22]
Интерьер Летнего храма Благовещенского собора до наших дней сохранил свое убранство: фресковые росписи, выполненными под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина в 1597—1600 гг.; высокий иконостас с царскими вратами, украшенными прорезными накладками золоченного олова; иконы, часть которых была создана известными царскими изографами; архиерейское место, осветительные приборы XVI—XVII вв.
Высокий четырёхъярусный иконостас летнего храма выполнен в 1690-х гг. московским резчиком Григорием Устиновым. С конца XVI века сохранились царские врата, замечательное произведение древнерусского искусства, пример тонкой и сложной, мастерски выполненной работы. По подцвеченному фону из простой слюды проложены прорезные накладки из золоченого олова. Орнаментальные накладки, словно ажурное кружево покрывают поверхность створок и сени. Их мелкий рисунок образует сверкающее драгоценное узорочье, особенно ярко звучащее в контрасте с более крупными формами деревянной резьбы самого иконостаса[25].
Купол имеет уникальное пространственное построение. Объём храма развернут по поперечной оси Север-Юг. Подобная оригинальная композиция здания обусловлена двустолпной конструкцией, которая и определила его внешние формы[26].
В соборе действует постоянная экспозиция, на которой представлены знаменитые вклады Строгановых в сольвычегодские храмы — произведения строгановской иконописи, лицевого шитья, изделия сольвычегодских мастеров-серебрянников, редчайшие образцы миниатюрной резьбы по кости, камню, дереву.
С северо-западной стороны собора находится родовая усыпальница Строгановых, где собраны 28 надгробных плит с захоронений XVI—XVII веков.
-
Рисунок начала XIX века
-
Фотография 1890 года
-
Фотография XIX века. Подпорная стенка
-
Фотография 1911 года
-
Фотография 1986 года
-
Фотография 2012 года
-
Фотография 2015 года
-
Царские врата. Фотография 1914 года
-
Купол собора
-
Надгробные плиты усыпальницы Строгановых
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA
Благовещенский собор
Экспозиционно-выставочный комплекс «Благовещенский собор»Летний храм Благовещенского собора являет собой редкий образец древнерусского интерьера, до наших дней сохранившего свое первоначальное убранство. Высокий иконостас выполнен в 1690-х годах московским резчиком Григорием Устиновым. Со времени создания храма сохранились царские врата – «положение» Никиты Григорьевича Строганова, замечательное произведение древнерусского искусства, пример тонкой и сложной, мастерски выполненной работы. По подцвеченному фону из простой слюды проложены прорезные накладки из золоченого олова. Орнаментальные накладки словно ажурное кружево покрывают поверхность створок и сень. Их мелкий рисунок образует сверкающее драгоценное узорочье, особенно ярко звучащее в контрасте с более крупными формами деревянной резьбы самого иконостаса.В местном ряду иконостаса – иконы конца XVI – начала XVII вв. Часть из них была создана известными иконописцами, царскими мастерами Истомой Савиным («Вседержитель на престоле с молящимися святыми»), Назарием Истоминым Савиным («Царевич Дмитрий в молении»). Второй ярус иконостаса – господские и богородичные праздники, третий – Деисус с апостолами и святителями; в центре четвертого яруса – образ Коронования пресвятой Богородицы, по сторонам которого – иконы-двурядицы с изображением пророков и праотцов. В завершении иконостаса – позолоченные чеканные изображения херувимов из белой жести. В нижней части иконостас заканчивается широкой полосой, разделенной на прямоугольники вертикальными перемычками, украшенной богатым по формам орнаментом, напоминающим орнаментальные мотивы тканей итальянского Возрождения. Орнамент выполнен в технике «припорашивания» (насыпка какого-либо вещества – песок, толченая слюда и пр. - на клейкую поверхность).В киотах-иконоставах, расположенных вдоль северной и южной стен собора, а также на столбах находились иконы большого размера, время создания которых связано с первоначальным убранством храма. Подбор икон имел не случайный характер, а мыслился как единый иконографический комплекс, во многом повторяющий программу иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Большая часть икон из летнего храма сегодня представлена в постоянной экспозиции музея, которая располагается в южном приделе Благовещенского собора.У юго-восточного столба летнего храма находится архиерейское место в форме четырехгранной беседки с высокой сенью, на витых колонках; со стенками, наружная поверхность которых украшена в той же технике припорашивания, что и нижняя часть иконостаса. О времени построения архиерейского места рассказывает летопись, написанная на его фризе красивой вязью.Из сохранившихся в интерьере собора осветительных приборов большой интерес представляет прекрасной работы литое паникадило-хорос, на котором контрастно чередуются фигуры святых с языческими кентаврами.Несколько лет после освящения Благовещенского собора его стены оставались белыми. «Строением и повелением» внука Аники Строганова – Никиты Григорьевича собор был украшен настенными росписями. Стены и своды храма общей площадью около 1000 кв.м были расписаны за одно лето артелью московских иконописцев. Фрески Благовещенского собора – важный памятник древнерусского монументального искусства. Они завершают развитие фресковой живописи второй половины XVI века. Живопись полностью покрывает стены, столбы, своды и арки собора. Фресковые циклы храма в общем сходны по своей иконографии с росписями второй половины XVI века. Особенностью росписей Благовещенского собора является резкое увеличение количества композиций: на северной и южной стенах живопись размещена в семь ярусов, на столбах – в пять (нижний ярус – орнаментальные полотенца).Главное место в ансамбле занимают многочисленные композиции богородичных циклов – сцены из жития Богоматери, акафист Пресвятой Богородице; события, связанные с иконой Богоматери Лиддской. На западной стене изображена композиция «Страшный суд». На откосах окон северной и южной стен и на столбах написаны святые, тезоименитые членам семьи Строгановых (преподобные Иоанникий, Максим Великий, Никита Воин, Андрей Стратилат), Прокопий Устюжский, русские князья Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Всеволод, Михаил Тверской. Орнаментальной полосой по стенам храма проходит летопись вязью, повествующая о времени основания, освящения, росписи храма и его создателях.Со смотровой площадки колокольни Благовещенского собора открывается живописная панорама города и реки Вычегды.В подклетах собора хранится интереснейший экспонат, относившийся к предметам домашнего обихода Строгановых – дорожный возок, выполненный из прекрасно выделанной кожи, украшенный тиснеными рельефными изображениями зверей, птиц, «трав» и изящными металлическими гвоздиками. По преданию, на этом возке Строгановы в начале 18 века последний раз приезжали в Сольвычегодск.С северной стороны собора находится часовня-усыпальница, в которой собраны 28 могильных плит с захоронений Строгановых XVI – XVII вв.
http://solimus.ru/Jekspozicii/Blagoveshhenskij_sobor.php