Статистика
бывший православный храм в Вологде, построенный в 1667—1670 годах в восточной части Симоновского корпуса Архиерейского двора. В основе имеет одноглавый (первоначально пятиглавый) четверик. Был упразднён во 2-й половине XVIII века, в XIX веке использовался для хранения архива консистории. С 1920-х — в ведении Вологодского краеведческого музея, в помещении храма размещена музейная экспозиция. Памятник архитектуры, категория охраны не установлена.
На месте нынешней церкви Ильи Пророка в XVI–XVII веках был мужской Ильинский монастырь. Год его основания не известен. Известна версия, что монастырь возвели на языческом капище Перуна.
Церковь Пророка Ильи – небольшой белый храм кубической формы, покрытый простой крышей, на которой всего одна глава. Здание церкви с низкими пристройками – пятигранным алтарем (перестроен в 1904 году) и короткой трапезной – оформлено довольно скупо, однако определенная цельность убранства церкви является ее украшением. Облик храма достаточно типичен для конца XVII века: его характеризует пропорциональность и скромность орнамента. В иконостасе храма располагались древние иконы: Преполовения, храмовая пророка Ильи и многосложная «Сошествие в ад», написанная в 1568 году Дионисием Гринковым.
Холодный Ильинский храм вместе с теплым храмом Варлаама Хутынского составлял один Ильинский приход. В конце XIX – начале ХХ вв. Ильинский приход был небольшой – не более ста человек.
В начале 1920-х годов храм перешел к обновленцам. В 1924 году община Ильинской церкви отстранила обновленческого священника о. Александра Сахарова и единогласно выбрала своим настоятелем протоиерея о. Алексея Углицкого, служившего до этого в Успенском женском монастыре и поддерживающего Патриарха.
24 февраля 1930 года городские власти Вологды приняли решение закрыть для богослужения Ильинскую церковь. Древние иконы храма были переданы в фонды музея. В 1930-е годы в Ильинском храме располагался архив, в 1950–1970-е – книжный склад.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ансамбль церквей бывшего Ильинского монастыря: «Церковь Варлаама Хутынского, 1780 г., каменная, ул. Засодимского, 14. (ныне ул. Засодимского, 14 а) и «Церковь Ильи Пророка на Каменьи, 1698 г., каменная, ул. Засодимского, 14 а (ныне ул. Засодимского, 14 б)» поставлен на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Владимирская, часовня в честь 2000-летия Рождества Христова – построена в память 2000-летия Рождества Христова и вступления человечества в третье тысячелетие
Конкурс на проектирование часовни-памятника был объявлен в 1999 году. Он проходил в два тура. Всего участвовало десять проектов. Лучшим признали работу архитектора Г. И. Виноградова при участии А. Порозова.
Первоначально для расположения часовни-памятника предполагалось использовать небольшую треугольную площадку между улицами Маяковского и Бурмагиных и рекой Вологдой. Позднее было решено перенести ее ближе к Софийскому собору на территорию между парком ВРЗ и рекой Вологдой.
Закладка часовни состоялась 7 января 2001 года – в день Рождества Христова.
В архитектуре часовни легко угадываются формы древнерусского зодчества XIV-XV веков, что роднит ее со стоящей поблизости Софией. Часовня имеет три сквозные стены, а на четвертой – мозаичное изображение Владимирской Божией Матери с младенцем, выполненное художником Владимирским. Вход в часовню закрыт коваными решетками, изготовленными по эскизам архитектора А. В. Борисовского, который является и автором эскиза креста, выполненного методом горячей ковки с элементами выколотки и декоративной чеканки. Территория вокруг часовни благоустроена.
Строительство часовни велось на пожертвования жителей города Вологды, предприятий и организаций, а также приходов храмов Вологодской епархии. Освящена часовня 7 июля 2002 года при большом стечении публики. В нишу бетонной скамейки, закрытую информационной табличкой, помещена на вечное хранение металлическая капсула со списком фамилий всех жертвователей.
Часовня приписана к Покровскому Архиерейскому подворью. Службы проводятся по праздничным дням на площадке возле часовни-памятника.
Каменная Сретенская церковь была построена в 1731—1735 годах, и перенесла позднюю перестройку (колокольня, крыльцо) в 1830 году.
В её архитектуре слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века.
Основная часть храма — сильно вытянутый в высоту куб, увенчанный пятью главами на тонких барабанах, с трапезной (тёплая церковь) и связанной с ней с западной части колокольней и крыльцом. Фасады украшает широкий карниз с фигурной кладкой из кирпича в виде кронштейнов-городков. Тот же мотив использован на барабанах главок, на фасаде трапезной и на трёхъярусной колокольне. Углы здания оформлены парными пилястрами. Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных фигурных изразцов — уникальная для вологодских церквей этого времени деталь. Замечательны богатые наличники окон, сочетающие мотивы русского узорочья с новыми формами, пришедшими в русскую архитектуру в Петровское время («рваные фронтоны»).
Тёплая церковь была освящена в 1737 году, холодная в 1740 году, вновь освящена в 1837(1835?) году. Колокольня и крыльцо подверглись значительной перестройке в 1830—1860 годах.
В описи здания церкви 1860 года указывалось, что в нижних этажах храма устроены палатки, кладовые и сторожка (в нижнем ярусе колокольни).
Иконостас в холодном храме был деревянный столярной работы на Византийский вкус, выкрашенный под мрамор.
В годы советской власти внутреннее убранство церкви было утрачено, за исключением лепных узоров в верхней части холодного храма (под куполом). Известно, что именно из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. Например икона «Снятие со креста» XVI века, находится сегодня в Государственной Третьяковской галерее.
Первоначально храм Святителя Николая во Владычной слободе был деревянный. О нем известно уже со второй половины XVI века.
В ряде документов XVII века указывается, что приход принадлежал Вологодскому архиерейскому дому.
Владычная слобода перестала существовать с середины XVII века, когда правительство под давлением дворянства и посадского населения запретило духовенству приобретать новые земли. Владычная слобода стала принадлежать посаду.
Эта церковь принадлежит к старейшим по времени построения церквям города Вологды. В окладной книге преосвященнейшего Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белоезерского, относящейся к 1691 году упоминается храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети. По некоторым замечаниям автора книги можно судить, что возведение его относится в 1669 году.
Никольский храм построен двухъярусным и представляет собой очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво поставленными куполами. Луковичные главы красивой формы, барабаны убраны арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными посредине гирьками. Колокольня - распространенного типа в Северо-восточном крае в первую половину XVIII века. Внутренность церкви Святителя Николая была покрыта лепкой. Иконостас был едва ли не лучший в Вологде.
Верхний летний, холодный, и нижний - зимний, тёплый. Летний храм посвящён Святой Троице, и ещё там был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», праведного Прокопия Великоустюжского и Тихвинской иконы Богородицы (ныне не существуют). В нижнем храме сейчас два престола - в честь первомученика архидиакона Стефана (правый) и Святителя Николая (слева).
Приход закрыли сравнительно поздно - в 1930 году. И началось типичное для того времени разорение: в храме была пересыльная тюрьма для крестьян «кулаков», потом в ней делали игрушки, позже было общежитие.
Приход начал возрождаться в 1993 году. Святые мощи: святителя Антония Вологодского, частица мощей преподобного Александра Свирского в его иконе.
Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста (святых Жен-мироносиц)
(Вологда . Центр . Кремлевская площадь)
это одна из самых древних каменных построек на территории Вологды. По архитектурным достоинствам это одна из лучших вологодских церквей XVII века. Здание находится на набережные реки Вологда и прекрасно дополняет живописный пейзаж. Является украшением заречной части города.
Изначально в храме располагалось 6 пределов. На первом этаже в нижнем (теплом) храме располагались пределы Свт. Иоанна Златоуста, Вмч. Варвары и Василия Исповедника. Храм постоянно надстраивался. И на втором этаже в летнем храме были созданы пределы Жен-Мироносиц и Вологодских Святых.
Ранее часть первого этажа храма была выложена чугунными плитами. В настоящее время они не сохранились. На втором этаже частично сохранились фрески и лепнина, характерные зодчеству второй половины 17 века.
Уникальность храма состоит в том, что в северо-западной части была построена церковь с колокольней. Под колокольней на втором этаже ранее размещался предел Прп. Александра Свирского, упраздненный в 1911 году. По промыслу Божьему литургическое служение храма будет возобновлено именно с этого предела.
В 1930 году закрывшийся храм отдали под нужды военного ведомства. В нем разместился склад. Возможно, благодаря этому удалось сохранить от уничтожения как сам храм, так и украшение его интерьеров – лепнину и живопись.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 церковь Иоанна Златоуста отнесена к категории объектов культурного наследия федерального значения.
В начале 2000-х годов церковь возвращена верующим. Храм являлся приписным к церкви Покрова на Торгу.
В 2010 году были возобновлены работы по реконструкции храма. Восстановление велось под контролем Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.
православный храм в Вологде, памятник архитектуры федерального значения. Церковь заложена Иваном Грозным в честь начала строительства Вологодского кремля. Существующее каменное здание церкви построено в 1760 году, к этому же периоду относятся фрагментарно сохранившиеся стенные росписи.
женский монастырь в Вологде, существовавший в 1590—1924 годах. Расположен в исторической части города, называемой Верхний Посад, в районе, ограниченном улицами Завражская, Бурмагиных и Мохова. Отдельные здания сохранились и реставрированы, другие сохранились частично или полностью утрачены. Является комплексом памятников архитектуры (категория охраны местная).
Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери.
Монастырь основан в 1590 году старицей Домникией, в годы царствования Фёдора Иоанновича и правления архиепископа Вологодского и Великопермского Ионы Домникия стала первой настоятельницей. Дата основания монастыря устанавливается на основании двух сохранившихся грамот (одна из них — челобитная 1613 года, поданная старицами монастыря архиепископу Сильвестру).
Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. В 1692—1699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобного Сергия Радонежского. В 1709—1714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов.
В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного.
В 1824 году монастырь посетил император Александр I. В 1826—1828 годах на его средства был построен двухэтажный настоятельный корпус.
В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь.
В 1870—1890-х годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию.
В 1880 году перестраивается колокольня.
является федеральным памятником истории и культуры, был построен в 17 веке.
Он был одним из самых красивейших храмов нашего древнего города. В архивном фонде Вологодской духовной консистории в ведомости Цареконстантиновской церкви г. Вологды за 1900 год указано, что церковь построена в связи с тем, что в 1503 году 13 июля образ Преподобного Димитрия Прилуцкого был возвращен из Москвы. Образ из Прилуцкого монастыря Великим князем Иоанном Васильевичем III был взят в первый поход на Казань. По окончанию похода Великий князь возвратил образ Преподобного, который помог ему одержать победу в Вологду, где он был торжественно встречен местным духовенством и гражданами. В память этого события жители г. Вологды на месте встречи и построили церковь во имя Димитрия Прилуцкого. Эта церковь во время бывшего в Вологде пожара сгорела и после (не позднее конца 17 столетия) была построена каменная двухэтажная церковь во имя Святых Равноапостольских царей Константина и Елены, «а в каком именно году и почему получила новое название неизвестно». Церковь с колокольней. В ней три престола: в верхней холодной – во имя Святых Равноапостольских царей Константина и Елены, в нижней теплой по правую сторону – во имя Преподобного Димитрия Прилуцкого, по левую - «во имя Святых седми Отроков в Ефесе». Имеется придел в честь святителя Филиппа Московского.
В 1998 г. храм передан церкви, с 2000 г начали совершаться регулярные богослужения, в 2008 г. отремонтирован и освящен верхний храм.
построен 1780 году на средства купца Узденникова вместо старой каменной церкви в городе Вологде. Назван в честь основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря Варлаама Хутынского.
Перейти к странице: