Статистика
Адмиралтейство — симметричный ансамбль из трёх кирпичных павильонов в голландском стиле, стоящих на берегу Большого пруда. Построен в 1773—1777 годах по проекту В. И. Неелова, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. Этим сооружениям зодчий предал черты старинных готических замков с тяжёлыми фассадами, зубчатыми башнями. Прежде при Адмиралтействе существовал ажурный причал для лодочных прогулок по озеру.
Павильон Грот построен в 1753—1757 годы по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли на берегу Большого пруда. Яркий фасад павильона с декоративными рустованными колоннами, узорными решётками, многочисленными лепными деталями и причудливым рисунком высокой кровли, украшенной деревянной резьбой. Лепные украшения связаны с морской тематикой: сложные извилины раковин, морские божества и дельфины. Внутренняя отделка была изменена в 1771 году по проекту архитектора А. Ринальди.
Павильон на острове Большого пруда, построенный в конце 1740-х годов по проекту С. И. Чевакинского и украшенный по эскизам Ф.-Б. Растрелли[16], был перестроен в 1794 году Д. Кваренги, а в 1817–1820 годах отремонтирован В. П. Стасовым. В XVIII веке павильон служил для музыкальных и танцевальных вечеров.
Павильон Грот построен в 1753—1757 годы по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли на берегу Большого пруда. Яркий фасад павильона с декоративными рустованными колоннами, узорными решётками, многочисленными лепными деталями и причудливым рисунком высокой кровли, украшенной деревянной резьбой. Лепные украшения связаны с морской тематикой: сложные извилины раковин, морские божества и дельфины. Внутренняя отделка была изменена в 1771 году по проекту архитектора А. Ринальди.
В память о войне России с Турцией 1828—1829 годов в парке Царского Села оставлен довольно своеобразный след: здесь, на небольшом мысу в юго-западной части Большого озера, был возведен необычный павильон, стилизованный под Турецкую баню. Особую живописность постройке придает высокий минарет, увенчанный коническим шпилем. Традиционно Турецкая баня считается копией одной из мечетей города Андрианополя. Интерьеры Турецкой бани отделаны в мавританском стиле.
Колонна поставлена посредине Большого пруда в честь победы русского флота в 1770 году в Чесменском сражении над турецким флотом. Сооружена в 1771—1776 годах по проекту архитектора А. Ринальди и скульптора И. Г. Шварца. 22-метровая колонна из олонецкого розового мрамора стоит на четырёхгранном гранитном основании. Ствол колонны завершён аллегорической скульптурой: бронзовый орёл ломает турецкий полумесяц.
Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782—1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги. Прямоугольный в плане, с выступающим вперёд портиком-ротондой зал обработан очень строго: гладкие стены, прорезанное оконными проёмами без наличников, оживлены лишь лепным фризом с гирляндами и головами жертвенных быков. В глубине за колоннадой портика стены украшены барельефами работы скульптора М. И. Козловского. Внутри он был отделан искусственным мрамором, пол - подлинная римская мозаика.
Китайская беседка была построена на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка на берегу одного из Верхних прудов. Её ещё называют Скрипучей, из-за флюгера на крыше, который при поворотах издавал скрип. Работы по строительству этого экзотичного павильона начались в один момент со строительством Китайской деревни и велись с 1778 по 1786 год. Руководил постройкой зодчий Василий Неелов, а сам проект разработал архитектор Юрий Фельтен.