Статистика
В Центральном хуруле ежедневно с 9:00 проводятся утренние ритуалы-молебны за благополучие калмыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ.
Каждую пятницу в 14:00 проходит молебен (йөрәл) — поминальная служба.
Каждые 8, 15, 29 дни по лунному календарю проходят большие молебны:
8-го числа — молебен-обращение к Драгоценной Ноган Дәрк.
15-го числа — молебен-обращение к Будде Медицины — Манла
29-го числа — молебен-обращение к защитникам веры — сәкүсн ном.
Индивидуальный приём проводится ежедневно, кроме понедельника, с 11 часов.
Монахи читают тексты Прибежища в Трёх Драгоценностях — в Будде, Дхарме (Учении), Сангхе (монашеской общине), тексты «100 богов рая Тушиты», высшей Маха-ануттара-йогатантры Ямантаки, защитницы Окон-Тенгр, хозяина местности — Белого Старца, молитвы за долголетие Его Святейшества Далай-ламы XIV. Во время утренней службы также проводятся обряды продления жизни (насн уттулх), отрезание чёрного языка (хар кел утлх), отворот плохих снов (зүднә хәрү), обряд для удаления препятствий — «Сержм». Во время молебна монахи хурула проводят визуализацию божеств, обряд призывания буддийских божеств, делают подношения, просят даровать благословение и очищение присутствующим на службе людям. Эти службы проводятся ежедневно. В пятницу проводится поминальная служба по умершим (буйн, йөрәл) с 14 до 16 ч.
В хуруле проводятся уроки тибетского языка и йоги, а также работает филиал Национального музея Калмыкии, в котором постоянно проходят различные выставки, касающиеся истории буддизма.
В дни мацк — 8, 15, 30 лунные дни — монахи хурула совершают ритуалы Зелёной Тары (8 л. д.), Будды медицины Манла (15 л. д), Бурхн-Багш (30 л. д.), Окон-Тенгр (29 л. д.).
Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.
По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. В ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.
Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 9-метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвёртый уровень — резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.
«Золота́я оби́тель Бу́дды Шакьяму́ни» — крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, а также крупнейший буддийский храм в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова.
Здание хурула имеет 63 метра в высоту и вмещает в себе вторую по величине в России и Европе девятиметровую статую Будды. Самая крупная статуя Будды также расположена в Калмыкии в городе Лагань.
Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина по благословению духовного лидера тибетских, монгольских и российских буддистов Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Буддийский храм в Элисте был построен в значительно сжатые сроки: за 9 месяцев строителям и архитекторам удалось создать не только сам храм, но и украсить внутренний интерьер хурула. Авторами проекта стали С. Курнеев, В.Гиляндиков и Л. Амнинов.
Открытие хурула состоялось 27 декабря 2005 года и было приурочено к празднованию национального праздника Зул, а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 году.
Церемония открытия началась в шесть часов утра с ритуала освящения. Поскольку эта часть церемонии должна проводиться в присутствии только монахов, для мирян была организована прямая телевизионная трансляция. В официальной части приняли участие Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монахи центрального хурула, Хамбо-лама Монголии Д. Чойжамц, представители Камбы-ламы Республики Тыва, представитель Бурятии Еше Лодой Ринпоче, Чжампа Тинлей, а также владыка Калмыцкий и Элистинский Зосима и представитель Московского Патриархата отец Дудко. В церемонии также участвовали представители правительства Калмыкии, Тывы, Бурятии, посол Непала в России, гости из Японии, Индии, Америки и стран Европы.
В 1812 году горцы подняли восстание, однако овладеть крепостью им не удалось. Высланное из Тифлиса подкрепление жестоко подавило восстание.
В дальнейшем Ананури некоторое время ещё служил опорным пунктом русским войскам. Предполагалось даже построить здесь военный городок, был разработан проект, который так и не был осуществлён. После ухода русских военных частей крепостные сооружения остались без присмотра и крепость пришла в запустение.
На территории цитадели расположены башня с пирамидальной крышей, существовавшая ещё до постройки крепости, храм-усыпальница местных эриставов Гвтаеба (XVI—XVII века), храм Успения (1689). Сохранились следы бассейна и бани. На территории нижнего укрепления сохранилась только однонефная церковь (XVI—XVII века) Мкурнали с колокольней.
Крепость Ананури предложена грузинским правительством к включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крепость Ананури расположена в Грузии на Военно-Грузинской дороге, в 70 км от Тбилиси — там, где вливается в Арагви небольшая река Ведзатхеви. Ананури служила главным опорным пунктом для арагвских эриставов, правителей этого края.
Крепость возникла в XVI веке и на протяжении последующих двух столетий служила северным форпостом обороны Закавказья, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.
Резиденцией эриставства в XVII веке был город Душети. Главная дорога из Душети на север проходила через узкое ущелье реки Ведзатхеви и при слиянии этой реки с Арагви создавались естественные ворота. На таком удачном месте эриставы воздвигли сначала башню, а спустя некоторое время — крепость Ананури, которая стала надёжным укреплением.
О жизни обитателей Ананурского замка в исторических источниках почти ничего не сообщается до 1720-х годов. Известно, что крепость защищала центральную часть эриставства, при нападениях она прикрывала отступление в горы местных жителей и населения центральных частей страны. Первые сведения о событиях, касавшихся Ананури, можно найти у историка Вахушти, в описаниях вражды эриставов друг с другом в XVIII в.
В 1739 году крепость была взята штурмом ксанским эриставом Шанше, в числе штурмующих был большой отряд лезгин. Местный эристав Бардзим, обвинённый Шанше в предательстве грузинского народа, и его приближённые были частично перебиты, частично сожжены в башне, где пытались спастись. Лезгины посекли кинжалами фресковую живопись Успенской церкви.
В 1795 году защитники крепости стойко противостояли вторгшимся в Грузию войскам Ага-Магомед-хана, не пропустив их вверх по ущелью.
Ананури играет немалую роль и в начальные годы XIX века, после присоединения Грузии к России. Первое время здесь постоянно находился русский гарнизон. Он охранял главную дорогу, соединяющую Грузию с Россией и поддерживал порядок в крае.
Мартвильский водопад находится в живописном ущелье реки Абаша в регионе Самцхе-Джавахети в Грузии. Это одна из самых популярных природных достопримечательностей страны.
Высота Мартвильского водопада около 20 метров, вода образует каскадные струи, обрушиваясь с вершин скал вниз. Особенно мощным и бурным поток бывает во время весеннего половодья.
Чтобы добраться к водопаду, нужно пройти живописный маршрут через леса и ущелье. Это место также является прекрасным местом для пикника и отдыха на свежем воздухе.
Мартвильский каньон, в котором находится водопад, также является популярной достопримечательностью. Он располагается на высоте 240 метров над уровнем моря и окружён пышной субтропической растительностью. В середине каньона находится уступ с падающей вниз водой, которая образует ступенчатый водопад, достигающий высоты в 12 метров.
Крепость Нокалакеви в Грузии — заброшенный город в Сенакском муниципалитете, в области Самегрело. Расположен на левом берегу реки Техура, в 17 километрах к северу-востоку от города Сенаки.
Считается, что крепость была основана в III веке до н. э.. Некоторые историки считают Нокалакеви древним колхидским городом Айя, куда аргонавты приплыли за Золотым руном.
Крепость разделена на три части: нижний город, средний замок и верхняя цитадель. Здесь были обнаружены дворцовые помещения, бани, церкви и храмы, а также подземный ход и водопровод.
С 2016 года территория города-крепости находится на реконструкции. Нокалакеви открыт для туристов, здесь можно увидеть остатки строений — крепость, храм, башню, остовы крепостных стен и других сооружений.
Как добраться до крепости: она расположена недалеко от шоссе, которое проходит между Кутаиси и Поти. Удобнее всего добираться на автомобиле, трансфере или с экскурсией. От Кутаиси город-крепость отделяют всего 50 км или примерно час пути на машине, а от Батуми — чуть больше 120 км или 2 часа езды.
Техурские термальные источники - горячие серные источники на берегу реки Техури.
Есть поляна, на поляне стоят будки и из них выливается вода с температурой близкой к кипению. В ней, конечно, не постоишь, но вода стекает тонкими ручейками по гальке к той самой реке Техури, где немного остывает и собирается в небольших «бассейнах», заботливо созданными отдыхающими.
В этих галечных бассейнах вода уже приемлемой температуры (уровень горячей ванны) Здесь можно лежать и созидать на противоположный скалистый берег.
На небольшом уютном зелёном островке, окружённом городской суетой, стоит памятник Нико Пиросмани — великому грузинскому художнику. Подняв взгляд на этот памятник, можно почувствовать уважение к искусству и вдохновению. Вероятно, его расположение рядом с художественной школой было не случайным, ведь Пиросмани является символом настоящего таланта, который может расцвести даже без формального образования.
Нико Пиросмани, известный в мире искусства просто как Пиросмани, создал уникальное наследие в искусстве примитивизма. Его работы — яркие, наивные, неповторимые — стали визитной карточкой грузинской культуры. Отражая обыденную жизнь и быт Грузии, он превращал простые сцены в произведения искусства.
Первое упоминание крепости принадлежит Плинию Младшему (I век н. э.). Во II веке нашей эры это был хорошо укреплённый римский город в Колхиде. Позднее подпал под влияние Византии. Название «Гонио» впервые упоминается в сообщении трапезундского историка Михаила Панарета в XIV веке. Некоторое время там было место генуэзской торговли. В 1547 году Гонио стал частью Оттоманской империи, это продолжалось до 1878 года, когда после договора Сан-Стефано Аджария стала частью Российской империи.
Город также был известен своим театром и ипподромом. Кроме того, могила Апостола Матфия, избранного в число двенадцати апостолов после предательства Иуды Искариота, предположительно может быть в крепости Гонио. Однако грузинское правительство в настоящее время запрещает проводить раскопки возле могилы. Другие археологические раскопки проводятся в крепости, уделяется особое внимание римским временам.
Гонио в настоящее время испытывает туристический бум. Множество туристов из Тбилиси в летние месяцы пользуются пляжами, которые считаются экологически более чистыми, чем пляжи около Батуми (расположен в 15 км к северу от крепости).