Статистика
Кире́ния (греч. Κερύνεια) — портовый город на северном побережье острова Кипр, с 1974 года находящийся в составе частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра.
Кириния расположена у подножия одноимённых гор, непосредственно у моря. В Киринии пока запрещено строить высотные дома; самое высокое здание города имеет 5 этажей. Mete Adanir — это центральная улица города.
Замок Святого Илариона (греч. Κάστρο του Αγίου Ιλαρίωνα), в средние века также носил название Дьё д'Амур — замок на Кипре на склонах Киренийского хребта. Первоначально это был монастырь, названный в честь монаха, который выбрал это место для своего скита. Позднее монастырь был значительно укреплён византийцами и с замками Буффавенто и Кантара сформировал оборону острова от набегов арабских пиратов на побережье.
В период Кипрского королевства замок был укреплён представителями династии Лузиньянов (1192—1489), которые в XIII веке передали замок феодальному роду Ибелинов. Замок был практически неприступен. В 1232 году замок успешно выдержал осаду войск императора Фридриха II, которая была снята после битвы при Агри. В 1373 году во время кипро-генуэзской войны замок, который защищал коннетабль Кипра Жан де Лузиньян, осаждали генуэзские войска, но так и не смогли взять.
Замок состоял из трёх отделов (или палат). В нижней палате располагались конюшни и казармы для гвардейцев. В других палатах располагалась церковь, а в самых верхних жили члены королевской семьи.
В XV веке значительная часть замка была демонтирована венецианцами в целях сокращения расходов на его ремонт и обслуживание гарнизона.
В 1960-х годах замок пострадал во время греко-турецких конфликтов и вооружённых столкновений. С 1974 он находится на территории ТРСК.
Церковь Святого Георгия латинян, Фамагуста, Кипр.
(Церковь Святого Георгия латинян, Фамагуста, Кипр)
Церковь Святого Георгия латинян — бывшая католическая приходская церковь, построенная и действовавшая во времена Кипрского королевства. Церковь находится в северной части старого города, рядом с цитаделью Фамагусты. Упоминание в названии церкви латинян связано с тем, что в то же самое время в Фамагусте была построена и действовала православная Церковь Святого Георгия греков (находится в 5 минутах ходьбы к востоку). Церковь Святого Георгия латинян, первая католическая приходская церковь в Фамагусте, была возведена в 40-х годах XIII века. Вероятно, полностью строительство было закончено в последней четверти XIII века. При строительстве использовались материалы, привозимые с развалин Саламина. Во время турецкой осады Фамагусты 1570—1571 годов церковь была существенно разрушена бомбардировками.
Строительство и эпоха процветания церкви Святого Георгия латинян пришлись на времена Кипрского королевства. За несколько десятилетий XIII века она была возведена на пустом месте, расположенном рядом с городской цитаделью в северной части Фамагусты. По мнению исследователей, основная часть строительных материалов, из которых была построена церковь Святого Георгия латинян, была привезена с города Саламин. Слово «латинян» в названии было использовано для того, чтобы отличать ее от одноименного храма, прихожанами которого были греки. Между двумя церквями, названными в честь Святого Георгия, всего 5 минут ходьбы.
В 1570-1571 годах Фамагуста неоднократно подвергалась турецкой осаде. В результате многочисленных бомбардировок и кровопролитных сражений от церкви Святого Георгия латинян на Кипре остались одни руины.
Церковь Святого Георгия латинян в Фамагусте представляет собой однонефную базилику, выдержанную в позднеготическом архитектурном стиле. Внешне она похожа на Собор Святого Николая, который также находится в городе Фамагуста. По мнению исследователей, во время строительства этого храма архитекторы вдохновлялись видами церкви Сент-Шапель, расположенной во французской столице.
Венецианский дворец в Фамагусте (продолжение)
(Площадь Намика Кемаля в центре старого города Фамагусты, Кипр.)
В северном конце западного крыла стояла маленькая часовня – единственная оригинальная часть западного крыла, которую застал Энларт. Она была 16,5 метров в длину и 6 метров в ширину; имела всего один неф с двумя пролётами, накрытый крышей с цилиндрическим сводом. Часть северного крыла Венецианского дворца дошла до наших дней. Здесь когда-то находились туалеты. Большой зал предыдущего дворца, где короновался Пьер II де Лузиньян в 1358 году (жил с 1328 по 1369), вероятно, находился на том месте, где венецианцы позже построили здание в стиле Ренессанс.
До сегодняшнего дня от дворца начала 16 века сохранились только западные стены в виде буквы L и тройная арка с четырьмя встроенными мраморными колоннами, очевидно привезёнными сюда с руин Саламина. На арке выбит геральдический щит Джованни Реньера, правившего Кипром в 1557 – 1559 годах от имени Венецианской республики.
Уже в наше время на территории дворца были поставлены пушки с ядрам, саркофаг, разбитые колонны и скульптуры.
Венецианский дворец стоял напротив собора Святого Николая в центре Фамагусты, но к настоящему времени от него мало что осталось.
Королевский дворец в Фамагусте, очевидно, существовал уже в начале 1300-х годов, когда он упоминается как «logia domini regis». Он, по всей видимости, был разрушен землетрясением в 1369 году, и от него ничего не сохранилось (кроме, вероятно, тройной арки за венецианской аркой). На его месте около 1550 года, уже при венецианских правителях, был построен другой дворец, который тогда по-итальянски назывался «Palazzo del Provveditore» («дворец правителя»). В переводе с итальянского, prov[v]editore – это «тот, кто видит»; такой титул давали правителям подчинённых Венецианской республике земель. Этот дворец был сильно повреждён во время осады города войсками Османской империи в 1571 году. После того, как турки захватили город, его не стали восстанавливать, но в его уцелевшей части устроили официальную резиденцию.
При Венецианском дворце была большая парадная площадь, окружённая арочной галереей. Фрагменты арочного готического южного фасада можно увидеть за вычурным венецианским фасадом. У дворца был широкий вход из полукруглых арок с большим сандриком (карнизом над дверным проёмом, защищавшим от дождя). Энларт описывает полуразрушенный пол южного крыла дворца, разбитого в длину на десять пролётов, в которых было по маленькому вытянутому окну со скошенными внешними краями. На две секции это крыло делили ряды восьмиугольных колонн без капителей. Западное крыло было разбито на пять пролётов, у которых, согласно Энларту, позже появилась интересная крыша – с цилиндрическим сводом в западной части, выходившей на улицу, и крестовым сводом в восточной части, смотревшей во двор.
Мечеть Лала Мустафа Паша - Собор Святого Николая - Фамагуста (продолжение)
(Площадь Намика Кемаля в центре старого города Фамагусты, Кипр.)
Две одинаковые колокольни с фасада находятся в не самом лучшем состоянии – они не только пострадали во время бомбардировок 1571 года, когда войска Османской империи осаждали Фамагусту, принадлежавшую в то время Венеции, но и были повреждены землетрясением 1735 года. По сторонам от колоколен находятся небольшие башенки, от которых также остались лишь нижние секции (к левой был пристроен минарет). После того, как венецианцы сдали город, собор был превращён в мечеть и переименован в Айясофия Магусы.
С противоположной от фасада, восточной, стороны находятся три высокие ниши с окнами, также имеющие остроконечные, украшенные каменной резьбой завершения. Можно с уверенностью сказать, что как в этих нишах, так и в нишах и на постаментах со стороны фасада, до мусульманского завоевания стояли статуи библейских Святых – так же, как, например, в соборе Парижской Богоматери во Франции.
Благодаря своему необычному статусу и положению, здание храма избежало судьбы большинства европейских соборов, которые частично перестраивались с добавлением элементов стиля Барокко. Таким образом, собор Святого Николая является редким образцом чисто готической архитектуры. Внутри же он был сильно изменён – полы покрыты коврами, алтарь убран, стены побелены, колонны вычищены до кирпича, устроен михраб.
В 1954 году мечеть была переименована в Лала Мустафа Паша в честь Лала Кара Мустафа Паши (1500 — 1580) – жестокого османского генерала и учителя сыновей султана, который под стенами этого собора снял кожу с ещё живого Марко Антонио Брагадина, капитан-генерала, возглавлявшего защиту Фамагусты. 6000 венецианских защитников города сдались 100 000 османской армии только после десятимесячной осады. Они получили гарантии от Мустафы Паши, что им всем будет сохранена жизнь, но он не сдержал своё слово.
С левой стороны от входа в мечеть растёт тропическое фиговое дерево, которое считается самым старым на всём Кипре. Вероятно, оно было посажено во время строительства собора, то есть, ему 700 – 800 лет.
Мечеть Лала Мустафа Паша - Собор Святого Николая - Фамагуста
(Площадь Намика Кемаля в центре старого города Фамагусты, Кипр.)
Мечеть Лала Мустафа Паша, первоначально бывшая собором Святого Николая, это самое крупное и красивое средневековое здание города Фамагуста (Северный Кипр). Она стоит на площади Намика Кемаля в центре старого города.
Собор Святого Николая строился с 1298 по 1312 годы, хотя строительные работы в нём продолжались ещё примерно до 1400 года. Он был официально признан собором в 1328 году.
Собор был построен правителями французского рода Лузиньянов, которым Кипр принадлежал с 1192 по 1489 годы. Лузиньяны короновались как короли Кипра в соборе Святой Софии (сейчас, мечеть Селимие) в Никосии, а после этого короновались как короли Иерусалима в соборе Святого Николая в Фамагусте. Это была вынужденная мера, поскольку христианское Иерусалимское королевство было уничтожено в 1291 году, и этот важный обряд не мог быть проведён на Святой земле. Эти церемонии проводили все последующие правители вплоть до Катерины Корнаро, которая в 1489 году, после смерти мужа и единственного сына (см. ниже), подписала отречение от трона, что привело в переходу французского Кипра под власть Венецианской республики.
Собор Святого Николая построен в стиле лучистой готики, что довольно редко встречается за пределами Франции. При этом он так напоминает кафедральный собор города Реймса (Франция), что его иногда называют «кипрским Реймским собором».
Трёхнефный собор насчитывает 55 метров в длину, 23 метра в ширину. Великолепный сводчатый потолок поддерживается двенадцатью колоннами – по шесть с каждой стороны центрального нефа.
Фасад собора Святого Николая смотрит на запад. С этой стороны у него три входа, оформленные как остроконечные порталы, украшенные очень впечатляющей резьбой по камню. Над центральным входом расположено большое круглое окно-розетка с радиальными лучами, напоминающими цветок (стёкла в него были вставлены в начале 20 века). Подобные окна можно встретить во многих французских соборах той эпохи.
Внутреннее убранство собора Святого Николая в Фамагусте, Кипр.
(Внутри собора Святого Николая, Фамагуста, Кипр)
Исламская традиция запрещает изображение людей в культовых зданиях, поэтому практически все статуи, кресты, витражи и фрески были разрушены или закрашены. Та же участь постигла алтарь и захоронения, хотя в северном приделе всё ещё можно найти гробницу епископа Фамагусты, рукоположенного в 1360 году. В полу встроена белая мраморная плита, на которой выгравирован образ епископа, держащего пастырский посох. Он умер в 1365 году после того, как простудился, купаясь в море. Достоверно известно, что в соборе были захоронены последние два правителя Кипра из рода Лузиньянов — Жан II де Лузиньян (он же, Иоанн II Кипрский, 1418 — 1458) и его сын Жан III, умерший в младенчестве.
Вскоре, дочь императора заболела той же болезнью, что некогда и Мануил Вутомитис. Воспользовавшись этим, наместник тут же отправился к императору Алексею I Комнину и рассказал ему о отшельнике Исаии и о том, что с ним случилось, и заверил, что его дочь тут же исцелится, если он согласится отправить икону на Кипр. В своём горе император не видел другого выбора и согласился и дочь его вскоре исцелилась.
Однако, император, не желая расставаться с иконой, призвал к себе лучших художников империи, чтобы они нарисовали её точную копию, чтобы отправить её на Кипр. Ночью императору явилась во сне Дева Мария и сообщила, что желает видеть оригинал её иконы на Кипре, а копии пусть хранятся у него самого. И уже на следующий день корабль с иконой Богородицы отплыл на Кипр, где её уже ждал Исаия. Во время шествия от побережья к горам Троодос деревья сгибали свои стволы и ветви в знак приветствия и уважения к святой иконе. Вскоре после перенесения иконы на остров, император распорядился соорудить церковь и монастырь в горах, где размещалось бы её хранилище.
Так как монастырь был основан императорскому указу и на средства императора Алексея Комнина, он получил эпитет «царский» (Βασιλική).
После пожара, случившегося в 1365 году, монастырь был выстроен заново, на этот раз из дерева и камня. В 1541 году монастырь вновь сгорел и был отстроен полностью из камня. Тогда храм был однонефным, но в 1745 году он был увеличен и стал трёхнефным. Средний неф посвящён Богородице, поэтому монастырь организует церковный праздник 8 сентября (Рождество Богородицы) и 15 августа (Успение Богородицы). Правый неф посвящён Всем Святым, а левый - архангелам Михаилу и Гавриилу.
Колокольня была построена намного позже самого монастыря, в 1882 году, так как в период Османской Империи бой колоколов был запрещён христианам. Колокольня имеет 6 колоколов, самый большой из которых российского производства, его вес 1.280 кг.
Согласно преданию, в пещере горы Киккос жил старый отшельник по имени Исаия. Однажды византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, который проводил лето в деревне Маратаса, отправился на охоту в лес. Сбившись с пути, он долго не мог разыскать дорогу домой и случайно наткнулся на Исаию. Наместник попросил его указать ему дорогу, но удалившийся от мира отшельник ничего ему не ответил. Рассерженный таким поведением, Мануил Вутомитис ударил Исаию.
Некоторое время спустя наместник вернулся в Никосию, где неожиданно заболел неизлечимой болезнью «шатикой», являющейся разновидностью паралича. Находясь в мучительном болезненном состоянии, он вспомнил, как бесчеловечно поступил с отшельником, и стал молить Бога о выздоровлении, чтобы попросить прощения перед ним. Мольбы наместника были услышаны и он исцелился. Вскоре Бог явился отшельнику и сказал ему, что всё случившееся с наместником является частью божественной воли и велел ему попросить Мануила Вутомитиса доставить ему икону Девы Марии, написанную апостолом Лукой на Кипре, которая хранилась в императорском дворце в Константинополе.
Услышав это, Мануил Вутомитис был сильно опечален, так как считал это невозможным. Тогда Исаия объяснил ему, что речь идёт о божественной воле, и предложил ему вдвоём поехать в Константинополь. Прошло много времени после их прибытия в столицу, но наместник всё никак не мог найти удобный момент, чтобы предстать перед императором и просить его об иконе. Не желая томить Исаию, он отправил его назад на Кипр с другими иконами и церемониальным убранством, при этом он успокоил его, что в ближайшее время обязательно встретится с императором.
Перейти к странице: