Статистика
Разработана в КБ завода № 100 в Челябинске под руководством Г.Н. Москвина. Принята на вооружение в 1943 г. Конструктивно ИСУ-152 представляла собой совокупность наработок по тяжелому танку ИС (двигатель, трансмиссия, ходовая часть) и САУ СУ-152 (корпус и вооружение). На ИСУ-152 устанавливалась 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20. Корпус установки – жесткая броневая коробка, сваренная из катанных броневых листов, с толщиной лобовой брони – до 90 мм. Установка применялась для разрушения долговременных огневых точек и борьбы с бронетехникой противника. Серийно производилась (в основном на Челябинском Кировском заводе) до 1947 г. Всего было выпущено около 3 тыс. единиц. Установка модернизировалась в 1950-х гг. и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии.
Боевая масса, т 46
Экипаж, человек 5
Длина с пушкой, мм 9050
Ширина, мм 3080
Высота, мм 2480
Скорость, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 145
Максимальная мощность двигателя, л.с. 520
Ширина преодолеваемого рва, м 2.5
Глубина преодолеваемого брода, м 1.3
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 1
Угол горизонтального обстрела, град. 10
Скорострельность, выстр./мин 2-3
Боекомплект, выстрелов 20
Создан на основе конструкции английского танка «Виккерс» в 1931 г. Первый вариант танка имел две башни и пулеметное вооружение. В 1933 г. Т-26 получил одну башню со спаренным вооружением (45-мм орудие и 7.62-мм пулемет). Предназначен для поддержки пехоты на поле боя. До конца 1930-х годов наряду с танком БТ оставался основным танком Красной армии. Модификация Т-26РТ оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 и поручневой антенной. Т-26 принимал участие в вооруженных конфликтах с Японией на Дальнем Востоке (Хасан, Халхин-Гол), в Гражданской войне в Испании. Советско-финляндской и Великой Отечественной воинах. Всего было выпущено около 12 тыс. единиц.
Боевая масса, т 3.4
Экипаж, человек 3
Длина, мм 4620
Ширина, мм 2840
Высота, мм 2300
Скорость:
максимальная по дорогам, км/ч 30
средняя по бездорожью, км/ч 10
Запас хода, км до 225
Максимальная мощность двигателя, л.с. 91
Ширина преодолеваемого рва, м 2
Глубина преодолеваемого брода, м 0.8
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0.75
Боекомплект, выстрелов 136
Разработан в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством Н.А. Астрова на основе танка Т-60. Принят на вооружение в 1942 г. Танк имел довольно мощное бронирование (15-45 мм) и был вооружен 45-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. На него устанавливался оригинальный силовой агрегат ГАЗ-203, состоявший из двух карбюраторных двигателей, спаренных последовательно. В сентябре 1942 г. начал выпускаться Т-70М с усиленной ходовой частью и трансмиссией. Танк производился в 1942-1943 гг. на ГАЗе, где была выпущена основная масса машин, а также на заводе № 38 в Кирове (эвакуированный Коломенский паровозостроительный завод). Всего было выпущено более 8 тыс. единиц. Данный экспонат собран из фрагментов танков Т-70.
Боевая масса, т 9.2
Экипаж, человек 2
Длина, мм 4285
Ширина, мм 2420
Высота, мм 2035
Скорость, км/ч 45
Толщина лобовой брони, мм 35-45
Запас хода, км 250
Максимальная мощность двигателя, л.с. 70
Ширина преодолеваемого рва, м 1.6
Глубина преодолеваемого брода, м 0.9
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0.6
Боекомплект, выстрелов 70
Разработана на заводе № 92 им. И.В. Сталина (г. Горький) под руководством В.Г. Грабина. Принята на вооружение в 1942 г. Предназначена для уничтожения живой силы, огневых средств пехоты и подавления артиллерии противника, а также для уничтожения танков и других мотомеханизированных средств противника. ЗИС-3 была создана путем наложения усовершенствованного ствола пушки УСВ на лафет пушки ЗИС-2, от которой также был позаимствован затвор. Благодаря высокой технологичности пушка ЗИС-3 стала первым в мире артиллерийским орудием, изготавливавшимся поточным методом. Это самое массовое орудие периода Второй мировой войны. Всего было выпущено более 48 тыс. единиц. Производилась на заводах № 92 и № 235 (г. Воткинск).
Наибольшая дальность стрельбы, м 13290
Дальность прямого выстрела, м 820
Начальная скорость снаряда ОФ-350, м/с 680
Скорострельность, выстр./мин:
прицельная 15
наибольшая 25
Высота пушки, мм 1375
Длина пушки, мм 6095
Ширина пушки, мм 1645
Масса в боевом положении, кг 1200
Расчёт, чел. 6
Скорость перевозки, км/ч:
по шоссе 50
по бездорожью 10
Разработана на заводе № 92 им. И.В. Сталина (г. Горький) под руководством В.Г. Грабина. Принята на вооружение в 1942 г. Предназначена для уничтожения живой силы, огневых средств пехоты и подавления артиллерии противника, а также для уничтожения танков и других мотомеханизированных средств противника. ЗИС-3 была создана путем наложения усовершенствованного ствола пушки УСВ на лафет пушки ЗИС-2, от которой также был позаимствован затвор. Благодаря высокой технологичности пушка ЗИС-3 стала первым в мире артиллерийским орудием, изготавливавшимся поточным методом. Это самое массовое орудие периода Второй мировой войны. Всего было выпущено более 48 тыс. единиц. Производилась на заводах № 92 и № 235 (г. Воткинск).
Наибольшая дальность стрельбы, м 13290
Дальность прямого выстрела, м 820
Начальная скорость снаряда ОФ-350, м/с 680
Скорострельность, выстр./мин:
прицельная 15
наибольшая 25
Высота пушки, мм 1375
Длина пушки, мм 6095
Ширина пушки, мм 1645
Масса в боевом положении, кг 1200
Расчёт, чел. 6
Скорость перевозки, км/ч:
по шоссе 50
по бездорожью 10
Разработана в КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения под руководством Л.И. Горлицкого на базе танка Т-34-85. Принята на вооружение в 1944 г. На СУ-100 устанавливалась 100-мм пушка Д-10С, сочетавшая в себе скорострельность, дальнобойность и мощность: на расстоянии 1000 м бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 160 мм. Установка применялась, прежде всего, для борьбы с бронетехникой, а также для разрушения легких полевых сооружений и поражения живой силы противника. Корпус установки представляет собой жесткую броневую коробку, сваренную из катанных броневых листов. Серийно производилась в СССР (до 1947 г.) и Чехословакии. Всего было выпущено более 4 тыс. единиц. СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии.
Боевая масса, т 31.6
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 9450
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2245
Скорость, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 140
Максимальная мощность двигателя, л.с. 500
Ширина преодолеваемого рва, м 2.5
Глубина преодолеваемого брода, м 1.3
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0.7
Угол горизонтального обстрела, град. 16
Скорострельность, выстр./мин 5-6
Боекомплект, выстрелов 33
Трактор создан на Челябинском тракторном заводе в 1937 г., был первым советским серийным
дизельным трактором. Выпускался до 1941 г. В период Великой Отечественной войны С-65 использовались в качестве артиллерийских тягачей и буксировщиков. Гаубица Д-1 разработана в КБ свердловского артиллерийского завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Принята на вооружение в 1943 г. Д-1 была мощным и маневренным орудием, способным эффективно уничтожать долговременные оборонительные сооружения и живую силу противника. Серийно выпускалась с 1943 по 1949 г.
Трактор
Эксплуатационная масса, кг 11200
Габаритные размеры, м 4.1х2.4х2.8
Количество передач вперед / назад Я
Мощность двигателя, л.с. 65
Скорость вперед, км/ч 3.5-6.97
Гаубииа
Наибольшая дальность стрельбы, м 12460
Начальная скорость снаряда, м/с 908
Угол вертикальной наводки, град. +63.5-3
угол горизонтального обстрела, град. 35
скорострельность, выст./ мин 3-4
Масса в боевом положении, кг 3500
Создан на Челябинском тракторном заводе в 1937 г. на базе трактора «Сталинец-60». Предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. С-65 стал первым советским серийным дизельным трактором. Двигатель М-17 кроме дизельного топлива работал на смеси автола с керосином, запускался пусковым бензиновым двигателем, имевшим ручной и автомобильный электростартеры. Трактор выпускался до 1941 г. Всего изготовлено около 37 тыс. единиц. В период Великой Отечественной войны С-65 использовались в качестве артиллерийских тягачей и буксировщиков. В экспозиции трактор представлен в сцепке с 152-мм гаубицей Д-1.
Эксплуатационная масса, кг 11200
Длина, м 4.09
Ширина, м 2.42
Высота, м 2.8
Количество передач вперед / назад 3/1
Мощность двигателя, л.с. 65
Скорость вперед, км/ч 3.6-6.97
Создан в КБ Государственного союзного завода № 183 им. Коминтерна (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на базе среднего танка Т-34, с установкой на него новой башни
с увеличенным диаметром погона и 85-мм пушки ЗИС-С-53. Также было усилено бронирование (лоб корпуса и башни до 90 мм). Это позволило более эффективно бороться с немецкими танками T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Принят на вооружение в январе 1944 г. Т-34-85 широко применялись в завершающих операциях Великой Отечественной войны и в разгроме японской Квантунской армии. До конца Второй мировой войны было изготовлено более 21 тыс. единиц. Производство велось на
заводах № 183, № 112 «Красное Сормово» в г. Горьком и № 174 в г. Омске.
Боевая масса, т 32
Экипаж, человек 5
Длина с пушкой, мм 8100
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2700
Скорость:
максимальная по шоссе, км/ч 55
средняя по грунтовой дороге, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 300
Максимальная мощность двигателя, л.с. 500
Ширина преодолеваемого рва, м 2.5
Глубина преодолеваемого брода, м 1.3
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0.73
Боекомплект, выстрелов 56-60
В Парке Победы на Соколовой горе есть место, где до сих пор, каждый день продолжается война. За музеем Трудовой и Боевой Славы часть парка и несколько экспонатов соединены в инсталляцию, повторяющую поля ведения боевых действий. Здесь кроме образцов советской техники расположены еще и макеты представляющие остатки фашистской техники и вырыты фортификационного сооружения: окопы и блиндаж, расставлены противотанковые ежи.
Как бы разделяя позиции между советской и вражеской техников расположен фрагмент фортификационного сооружения, состоящий из первой полосы из противотанковых ежей, блиндажа на стрелковое отделение, укрепленного бревнами со столиком, за которым можно даже посидеть, целый отрезок окопа для стрельбы стоя со стрелковыми ячейками и деревянно-земляная огневая точка (ДЗОТ), укрепленные хорошо обструганными и окрашенными досками, что конечно вряд ли бывало во времена войны. Такие сооружения использовались во время ведения боевых действий в Великую Отечественную войну.
На стороне советских войск стоит самоходно-артиллерийская установка СУ-100 с дулом, нацеленным в сторону врага. Гаубица Д-1 на сцепке с артиллерийским тягачом С-2. Дальше установлен танк Т-34-85 в углубленном в землю укрепленном окопе, где корпус машины и её ходовая часть (наиболее уязвимый элемент танка) укрыты землёй, а являющаяся наиболее хорошо защищённым элементом башня — открыта и может вести по противнику огонь. Дальше к самому краю инсталляции расположена пушка ЗИС-3.
Перейти к странице: