Статистика
Колокольная башня Новоафонского монастыря.
(На территории Новоафонского монастыря. У входа в Пантелеимоновский собор.)
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.
Надвратный храм Вознесения Господня.
(На территории Новоафонского монастыря. У входа в Пантелеимоновский собор.)
Церковь Вознесения Господня – надвратный храм Новоафонского монастыря во имя Святого апостола Симона Кананита.
Подготовительные строительные работы по возведению Новоафонского монастыря начались в 1875 году. Возведение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. В октябре 1876 года был освящен первый Покровский храм.
Построив и благоустроив нижнюю часть Новоафонской обители, монахи во главе с настоятелем отцом Иероном, в1884 году приступили к сооружению верхней, нагорной части монастырского комплекса. На месте будущего монастыря была проведена большая работа по укреплению грунта. Гористый ландшафт и отсутствие подъездных путей усугубляли трудности, с которыми столкнулись монахи при строительстве. В результате проведенных работ, была срезана часть горы, чтобы образовать ровное плато, подготовив, таким образом, место для строительства новой обители. Поэтому горный монастырский комплекс строился медленно и кропотливо. Строительство растянулось на 27 лет.
Врата святой Новоафонской обители обращены на юг, к морю. Над ними возведена церковь Вознесения Господня, которая стала первым храмом нагорного монастыря. Церковь Вознесения Господня была освящена 11 августа 1894 года, 28 сентября последовало освящение храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного, 30 января 1896 года - храма во имя Всех афонских святых.
Собор Святого Пантелеимона (продолжение).
(На территории Новоафонского монастыря. У входа в Пантелеимоновский собор.)
Перед иконой располагалась серебряная гробница с частицей Древа Животворящего Креста Господня, мощей великомученика Пантелеимона и других святых. В правом приделе святителя Николая была установлена икона Спасителя.
Богатая роспись интерьера создана в 1911-1914 годах при настелеоят архимандрите Иларионе. Работы выполняли мастера из села Палех Владимирской губернии и группа московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. В центральном приделе на апсиде находится изображение Божией Матери, благословляющей всех передвижников в храме. На западной стене вводом в собор изображена сцена Страшного суда. Справа и слева по периметру расположенные сюжеты, отражающие все основные православные праздники.
Фрески сочетаются сочетанием голубых, коричневых и золотистых тонов.
Собор Святого Пантелеимона.
(На территории Новоафонского монастыря. У входа в Пантелеимоновский собор.)
Самым величественным строением Новоафонской обители и самым большим храмом всего монастырского комплекса собора Святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Он был воздвигнут в 1888-1900 годах по проекту Н. Н. Никонова при участии настоятеля монастыря игумена Иерона. Всю каменную работу выполнили умельцы-греки во главе с Христофором Пуло, переселившиеся в Сухум из Трабзона. Проектируя Новоафонский монастырь, Никонов использовал его композиции формы неовизантийского стиля, применявшиеся в церковном зодчестве Российской империи конца XIX - начала XX века.
Торжественная закладка первого камня в фундамент состоялась 24 сентября 1888 года при непосредственном участии императора Александра III. Храм возводился двенадцать лет и был освящен 29 сентября 1900 года. На службе одновременно присутствовать более трех тысяч человек.
Существенным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, стало четыре боковых глав: установлены по осям пространственного креста, что сближало облик храма с традициями греческого стиля. Архитектор не оставил внимания и некоторые бытовые аспекты, способствовавшие облегчению монастырской жизни: увеличил пространство интерьера за счет создания хоров, расширил объем центральной апсиды, предоставил боковые входы в жертвенник и дьяконник.
Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и 50-метровой колокольней над входом в монастырь. Собор был построен в центре просторного двора внутри четырехугольника, его четыре придела посвящены святителю Николаю, святому князю Александру Невскому, святой Марии Магдалине и великомученику Георгию Победоносцу.
В главном алтаре на престоле размещалась модель собора, а за престолом - кипарисовый, обложенный серебром крест. У правого клироса под резной сенью обнаружилась большая в драгоценной ризе храмовая иконаомученика Пантеле великимона, переданная из Старого Афона в 1876 году в благословение новой обители.
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Афона (Греция) (Константинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».
Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
Каменный век и эпоха бронзы. На стендах демонстрируются археологические находки: кремневые пластины, каменные орудия, диски, первая керамика, украшения. Интересным экспонатом, повествующим о погребальной культуре, является похоронный каменный ящик, найденный в селении Анхуа.
Античный и византийский периоды. О пребывании греков и византийцев на территории Абхазии свидетельствуют археологические находки: бронзовые украшения с изображением греческих богов, привозные амфоры, серебряные монеты византийцев. К X веку Абхазское царство было одним из самых влиятельных в Закавказье. У них были установившиеся торговые связи с Византией, что подтверждают находки монет с изображением византийских царей.
Музей абхазского царства был открыт в 2010 году. Экспозиция является частью Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия». Музей посвящен как истории Абхазии в целом, так и истории Анакопии — древнего города, который сейчас именуется Новый Афон. Предметы экспонируются в хронологическом порядке в двух залах.
В небольших залах размещается богатая экспозиция, повествующая об истории и развитии культуры на территории современной Абхазии — от каменного века до настоящего времени. Экспозиция делится на несколько тематических коллекций, собранных археологами и краеведами.
Палеонтология. В первом зале экспонируются палеонтологические находки, преимущественно из окрестностей Нового Афона (историческое название — Анакопия). Среди них: окаменелости морских животных мелового и юрского периодов (акул, китообразных), отпечатки древнейших растений и моллюсков. Из наиболее ценных экспонатов — череп пещерного медведя, которых обитал в абхазских землях еще 12 тысяч лет назад.
Этнография. Экспозиция повествует о культурных особенностях абхазов, их быте и истории заселения Абхазии. Среди бытовых предметов: кожаный бурдюк, снегоступы и пастуший посох, а также мужское и женское седла конца XIX века. Здесь же выставлена информация о знаменитых абхазах. В отзывах туристы особенно восторгаются лодкой, воссозданной по старинным чертежам. На стенде «Старые виды Афона» можно увидеть, как выглядел город во времена Российской империи. Центр зала с этнографической коллекцией занимает макет традиционной абхазской усадьбы: жилой дом, двор с хозяйственными постройками. Уникален и старинный деревянный пресс для производства вина, а также неплохо сохранившийся котел из бронзы, датированный VII веком до нашей эры.
Церковь Симона Кананита — православный храм, расположенный в долине реки Псырцхи недалеко от города Новый Афон в Абхазии, в Гудаутском районе Республики Абхазии. Датирован IX—X веками. В 2007 году церковь была включена в список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии.
Церковь посвящена святому Симону Кананиту, который, согласно грузинским летописям XI века, проповедовал христианство в Абхазии и Колхиде, умер и был похоронен в городе Никопсии на севере Абхазии. Близлежащий грот распространённая легенда связывает с местом мученичества святого Симона.
По архитектурному стилю существующей церкви её можно отнести к IX или X веку, на ней сказалось влияние византийских и грузинских художественных традиций. Более ранняя церковь, предположительно, появилась на этом месте как минимум за два столетия до этого. Во времена Абхазского царства церковь служила Епископской кафедрой и была местом погребения духовенства Сухумской (Цхумской) епархии. До конца XIX века под южными воротами лежал могильный камень с надписью на греческом «Матерь Божья, спаси Георгия, причастного Цхумского» — надгробие Митрополита Георгия. В 1889 году здесь был похоронен епископ Сухумский Геннадий (Павлинский).
Когда грузинский историк Дмитрий Бакрадзе посетил храм в 1850-х годах, церковь была заброшена, но все ещё стояла, за исключением обрушившегося купола. Церковь сильно пострадала, когда местный помещик майор Хасан Маргани использовал каменные глыбы из её кладки для строительства своего особняка. Позднее, в 1880-х годах, церковь была реконструирована с использованием блоков белого камня и приобрела нынешний вид. В 1882 году церковь посетил великий князь Михаил Николаевич.
Церковь Симона Кананита — это трёхапсидный крестово-купольный храм. Оригинальные притворы ныне утрачены. Ранее стены были изнутри отштукатурены и расписаны фресками (не сохранились). Церковь украшена изображениями христианских символов, таких как рыба, лев и крест, выполненных в виде рельефов.
Новоафонский водопад — искусственное сооружение на озере Псырцха, построенное местными монахами в 1882 году. Водопад строился для работы первой в Российской Империи ГЭС, которая работает и по сей день, обеспечивая электричеством монастырь.
Водопад имеет довольно скромные размеры 8 метров высота и 20 метров ширина. Но монахи использовали его в полном объеме. На водопаде были возведены мельница, ГЭС, гроты-холодильники, парковая зона для отдыха вокруг озера. Именно поэтому Новоафонский водопад можно смело считать полноценной и самодостаточной исторической достопримечательностью Абхазии.
Посещая Новоафонский водопад, можно прогуляться тропинками, по которым ходил император Александр III в 1888 году, отобедать в одном из кафе с традиционной абхазской кухней, сделать красивые памятные фото.
Станция Псцырха (Псырзха) — ныне недействующий остановочный пункт абхазской железной дороги. В советские годы именно здесь выходили туристы, посещающие Новый Афон, но сегодня редкие поезда возникают из темноты тоннеля, проносятся и также исчезают в тоннеле напротив.
Эту заброшенною железнодорожную станцию называют одной из самых красивых из построенных на юге Советского Союза. Действительно, если не брать в расчёт масштабные и величественные вокзалы, сложно найти более аутентичный и красивый остановочный пункт советского периода.
Он был открыт в 1944 году и изначально назывался Дача. Спустя 5 лет его переименовали в Агараки (в переводе Пихтовый Родник) и лишь в 1967 году станция получила нынешнее название в честь протекавший поблизости реки.
Раньше, под навесом располагалась билетная касса, но сейчас здание пустует. При этом состояние здания все ещё хорошее.
Станцию Псцырха называют не только самой красивой, но и самой мистической из заброшенных станций Абхазии. Всему виной символ пятиконечной звезды (магический символ божественного огня — единства духовного и материального).
Имя архитектора неизвестно. Автор проекта не стал увековечивать своё имя на стенах станции, чего не скажешь о множестве «туристов», щедро покрывших поверхности «каракулями».
Крайне любопытным является расположение станции. Она находится в маленькой ложбине между горами, прямо на берегу небольшого водохранилища. Поезд, выезжающий из железнодорожного тоннеля № 14 в Иверской горе лишь ненадолго оказывается на поверхности, и почти сразу же исчезает в следующем тоннеля миновав станцию.
Перейти к странице: