Статистика
Реке Мульта, на участке между Средним и Нижним Мультинскими озерами, приходится преодолевать нагромождения крупных валунов (морену) протяженностью около 150 метров. Эта местность носит название Шумы, и представляет собой довольно живописную картину. Морену создало движение древнего ледника. Кое-где среди крупных валунов растут кедры, вереск, бадан. На небольшом расстоянии от Шумов есть место, на котором можно удобно расположиться и позагорать. На левом берегу Мульты в одном месте морена переходит в курумник: осыпи крупных камней создают нагромождения причудливой формы.
Сре́днее Мульти́нское — одно из Мультинских озёр. Оно имеет длину — 1990 м, ширину — 750 м, среднюю глубину — 8 м, расположено на высоте 1634 м.
На озере расположен кордон Катунского заповедника и гостевые домики. В 250 м ниже по долине расположено Нижне-Мультинское озеро, на реке между ними расположен перекат — водопад Шумы.
Ни́жнее Мульти́нское (ранее Нижне-Мультинское) — нижнее из Мультинских озёр. Расположено на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай.
Длина 2370 м, ширина — 900 м, средняя глубина — 21,5 м, длина береговой линии — 6570 м. Расположено на высоте 1627 м. Площадь зеркала 1,7 км², водосборная площадь 77 км².
Котловина представляет собой ванну с плоским дном и довольно крутыми стенками. Озеро Нижнее является третьим по величине на территории Катунского хребта. На озере расположены туристические стоянки.
Между Нижним и Средним озёрами проход загромождён мореной, вода с шумом прорывается через камни — это водопад Шумы.
Чике-Тама́н (южно-алт. чике «прямой» + южно-алт. таман «подошва» — букв. «прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой X−XII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью.
В 1903 году было завершено строительство новой дороги через перевал, а после дополнительной реконструкции, произведённой в 1924−1925 годах, стало возможным и автомобильное движение через Чике-Таман. Тогда насчитывалось 47 зигзагов. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по старой дороге, которая проходила по самому низкому месту. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы со щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году.
Дорога проходит в узком гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными крутыми поворотами и отвесными склонами. Стоит отметить, что асфальтовое покрытие на протяжении всей трассы отличного качества, что, несомненно, значительно облегчает прохождение перевала.
На вершине перевала оборудована смотровая площадка, с которой открываются головокружительные, в прямом смысле слова, виды.
16 февраля 1996 года, согласно специальному постановлению Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман получил официальный статус памятника природы республиканского значения.
С южноалтайского «Чике — Таман» переводится как «Прямая подошва», такое название перевал получил из-за своей крутизны: человек, идущий по нему вверх, мог видеть стопы того, кто поднимался перед ним. Старая тропа. бывшая дорогой на месте Чике — тамана насчитывала более 100 поворотов, в то время как новая современная трасса имеет «всего лишь» 37.
В конце XIX века дороги через перевал еще не существовало, но была крутая и опасная конная тропа, по которой могли проехать и с телегами. Сейчас этот заросший путь едва узнаваем.
Дорога через перевал Чике-Таман построена в 1903 году, реконструирована и открыта для автотранспорта в 1924–1925 годах, но вскоре курс дороги снова пришлось изменить. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по той, которая проходила по самому низкому месту.
1 января 1935 года были построены все основные участки трассы Чуйского тракта, но перевал Чике-Таман на своем современном месте, ввиду чрезвычайной сложности и трудоемкости работ, включающих в себя перемещение сотни тысяч тонн грунта и необходимости проведения работ по взрыву и расчистке горных пород, стал ее частью только 1984 году.
Горный перевал Чике-Таман, один из самых «серпантинных» и живописных перевалов Горного Алтая, находится в Республике Алтай, в районе 659 километра Чуйского тракта.
Чуйский тракт — основная дорога Горного Алтая — представляет собой федеральную трассу Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — Монголия, проходя таким образом через весь Алтай — от предгорий до границы с Монголией. В сети автомобильных дорог Республики Алтай Чуйский тракт официально имеет номер Р256 (М-52). Но именно Чуйским трактом чаще называют участок дороги от Бийска до Ташанты, протяженностью около 600 км.
По версии журнала National Geographiс Чуйский тракт занимает пятое место из десяти среди самых красивых дорог мира. Это единственная дорога России, которая представлена в этом авторитетном международном рейтинге.
Перевал Чике-Таман расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, которые находятся в его противоположных концах. Чике-Таман выступает водоразделом между реками Большой и Малый Ильгумень. Горный серпантин Чуйского тракта в этом месте проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между высокими отвесными скалами, с одной стороны, и резкими обрывами с другой.
Подъем на перевал начинается в 15 километрах от районного села Онгудай на 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала составляет 11 км, 4 км из них — это подъем и 7 км — спуск. Набор высоты очень резкий. дорога стремительно превращается в серпантин, лихо закручиваясь наверх, а затем стремительно раскручиваясь вниз.
Высота перевала Чике-Таман составляет 1295 метров над уровнем моря.
Для алтайского ландшафта эту отметку нельзя назвать очень высокой. Например, высота соседнего с Чике-Таманом перевала — Семинского составляет 1717 метров. Тем не менее, Чике-Таман воспринимается путешественниками как значительно более крутой и экстремальный.
Алтайский край — таинственный край, наполненный мифами и легендами древних поселений. Место, где река Чуя впадает в Катунь, также не стало исключением. Ранее оно называлось Кюё-Моин (или Тее-моин, Тöб-моин), что переводится как «Верблюжья шея». Издревле из уст в уста передается одна легенда, объясняющая происхождение этого названия.
В незапамятные времена на местные поселения надвигались китайские воины. Жители, испугавшись, собрали необходимые вещи, скот и пустились в бегство. После переправы через Чую на другой берег, где сейчас находится выступ напротив смотровой площадки, они нашли укромное место среди деревьев и решили укрыться здесь.
Приближалась ночь. Что бы не замерзнуть, один из алтайцев решил убить своего верблюда, перерезав горло, и переночевать в его шкуре. Ночью начался небывалой силы град. Проснувшись на утро, алтаец обнаружил вокруг бездыханные тела соплеменников и скота. По чудесным обстоятельствам выжил только он один. С тех пор это место стали называть Верблюжья шея. Действительно, изгиб реки очень ее напоминает.
Находится место на территории Онгудайского района Республики Алтай близ села Чуй-Оозы, что дословно переводится как «устье Чуи». Здесь перед глазами туриста предстает завораживающее зрелище, как воды бирюзовой Катуни соединяются с мутно-молочными водами Чуи. Для того, чтобы увидеть это, в 500 м от тракта организована специальная смотровая площадка на возвышенности, к которой проложена дорога прямо от тракта.
Река Катунь берет свое начало у подножия горы Белухи и тянется на 688 км, сливаясь с Бией в 19 км к юго-западу от Бийска, образуя одну из самых крупных рек Сибири — Обь. Местное название реки звучит как Кадын-Суу. «Кадын» в переводе означает «царица, ханша, дама».
Чуя является правым притоком Катуни и впадает в нее на 367 км. Безымянное озеро, из которого исходит река, расположено на высоте 2931 м над уровнем моря на западных склонах хребта Чихачёва, длина ее составляет 320 км. Название с китайского переводится как «вода, река», в значении «главная».
В Интернете можно увидеть множество ярких фотографий этого места. Однако не всегда перед глазами туриста предстает такая красочная панорама. Приехав на смотровую площадку в весеннее время года или в начале лета, можно не увидеть той чарующей красоты бирюзовой реки Катунь. Наиболее насыщенный цвет воды в осеннее время. В этот период на месте слияния рек четко видна граница между ними.
А также трудно оценить всю красоту после осадков — бирюзовые воды Катуни становятся мутными. Но не смотря на это, данное место поистине прекрасно, перед взором предстают чудесные пейзажи нетронутой природы. А также говорят, что в расположенных напротив смотровой площадки горах можно разглядеть черты голов богатыря и лошади.
Эко Туристический комплекс "Кочевник" расположен в Улаганском районе Республики Алтай, в 2 км от поселка Чибит, на слиянии горных рек Чуя и Чибитка. Удаление от Горно-Алтайска 340 км, от Барнаула 610 км, от Новосибирска 850 км. Возможен палаточный кемпинг. Рекомендуется для любителей активного отдыха, для корпоративного отдыха, для семей с детьми.
Река Большой Актру.
Перейти к странице: